Формирование экологической культуры младшего школьника средствами урочной и внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Последние несколько лет было актуализировано немало проблем глобального масштаба, которые несут собой угрозу для мира и человечества в целом. Именно поэтому возникает необходимость в экологическом воспитании населения, реализации идей экологически ориентированного общества.
Само по себе экологическое воспитание представлено в качестве процесса, в рамках которого осуществляется формирование экологической культуры всей человеческой цивилизации, предусматривающее познание, освоение, преобразование окружающей действительности. Если говорить о подрастающем поколении, то именно такое воспитание – это значимая составляющая формирования здоровой личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Сущность понятия «экологическая культура» школьников…….………9
Методы и приёмы формирования экологической культуры у младших школьников………………………………………………………..………….15
Особенности формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной и урочной деятельности……………………...20
Выводы по I главе………………………….…………………………………….29
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 2.1 Изучение уровня сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………………31
2.2 Реализация экспериментальной методики формирования экологической культуры у младших школьников во внеурочной и урочной деятельности………………………………………………………………….….43
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы формирования экологической культуры у младших школьников…………………………….52
Выводы по II главе………………………………………………………………55
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...66
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….69
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ………………….....73
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ………………………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………75
1. Аголарова, П.И. Игры – соревнования в экологическом образовании
школьников. // Начальная школа. – 2007. – №12.
2. Аквилева, Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов. Учрежд. средн. проф. образования пед. профиля. – М.: Владос, 2001.
3. Алексахина, Е.М., Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Аванта, 2006.
4. Алексеев, С.В., Симонова Л.В. Идея ценности в системе экологического образования младших школьников. // Начальная школа. – 1999. – №1.
5. Бобылева, Л.Д., Бобылева О.В. Интерактивные методы как средство эколого-педагогической подготовки//Педагогическое взаимодействие в системе отдыха и оздоровления детей и молодежи: интерактивная педагогика: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., 12-14 мая 2008 г., НДОЛ «Зубренок»/ редкол.: С.С. Кашлев (отв. ред.) [и др.]. – Мн: Изд. центр БГУ, 2008. – с.365-369.
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в 1 классе. Методические беседы. – М.: Просвещение, 1997. – с. 13-15
7. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. – М.: Вента – Граф, 2005. – с. 4-10
8. Виноградова, Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2009. – № 4. – с.36-39
9. Данилина, А.М. Ландшафтно-экологическое краеведение – перспективное направление туристско-краеведческой деятельности со школьниками. Сб. Учитель 21 века. –М.: МГПУ, 2011.
10. Данилина, А.М., Овчаренко А.В., Кирюшкин А.В. Изучение культурных ландшафтов в процессе туристско-краеведческой деятельности со школьниками. // Проблемы региональной экологии. – 2010. – № 5.
11. Егоренков, Л.И. Основы начального экологического воспитания: Учебное пособие. – М.: Прометей, 2006. – с. 35-41.
12. Захлебный, А.Н. Кто формирует экологическую культуру? / А.Н.Захлебный // На пути к устойчивому развитию России. - 2007. - № 38. - С.21-23.
13. Захлебный, А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2004.
14. Козина, Е.Ф., Степонян Е.Н. Методика преподавания естествознания. – М.: «Академия», 2004.
15. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок: Практ. пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений. –РостовН/Д: ТЦ «Учитель», 2001. – с.100
Разнообразные виды внеурочной деятельности взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс формирования экологических представлений младших школьников, дают возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Таким образом, формирование экологических представлений наиболее эффективно будет проходить во внеурочное время в процессе организации внеурочной деятельности экологической направленности.
При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии:
- во-первых, открытие многообразия природы, эмоциональночувственное отношение к наблюдаемым объектам;
- во-вторых, период исследования экологических связей («Все связано со всем»);
- в-третьих, пора раздумий, размышлений и действий.