Особенности психоэмоционального состояния старших школьников в период подготовки к экзаменам
Введение.
Актуальность исследования. В современной школьной системе ЕГЭ является неотъемлемой частью экзаменов и процесса подготовки, который нельзя назвать важным. От того, как студент сдает ЕГЭ, сколько баллов он получит в выбранных предметах, зависит множество: возможность выбрать место для приема, будет ли выбор бюджетного места, будущие направления подготовки, и вообще всю последнюю жизнь, поскольку образование является одной из важнейших ролей человека в жизни. В связи с важностью хорошей сдачи выпускного экзамена родители выпускников всегда были заинтересованы в достижении своим ребенком наилучшего результата на ЕГЭ, чаще всего оказывая на него большее эмоциональное давление. Существует немало примеров тому, когда обучающийся с высоким интеллектуальным уровнем не смог должным образом продемонстрировать его в ситуации сдачи ЕГЭ, так как не сумел побороть свое волнение и безосновательный страх.
Содержание
Введение
1 Теоретический анализ особенностей психоэмоционального состояния старших школьников в период подготовки к экзаменам
1.1 Психологические особенности старшего школьного возраста.
1. 2 Тревожность у старших школьников в период подготовки к ЕГЭ
1. 3 Понятие психологической готовности в ЕГЭ
2 Исследование психоэмоционального состояния старших школьников в период подготовки к экзаменам
2. 1 Организация и методы исследования
2. 2 Результаты исследования
2.3 Рекомендации школьникам по теоретической и психологической подготовке к экзаменам
2.4 Рекомендации для родителей по взаимодействию с детьми в период подготовки к экзаменам
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамова Г. С. Возрастная психология. [Текст] - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 467с.
Абрамян Т. В. Психологические особенности переживания школьниками опасности в период сдачи ЕГЭ [Текст] - Проблемы и перспективы развития образования в России, 2016. № 43. с. 175-180.
Александрова Ю. В. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей [Текст] - под. Ред. Потемкиной НОУ
«Современный Гуманитарный Институт», 1999. – 63с.
Бережная Г. С. Формирование психологической готовности школьников к ЕГЭ И ОГЭ [Текст] - В сборнике: Тенденции развития образования: педагог, образовательная организация, общество, 2018. Под редакцией Ж.В. Мурзиной. 2018. с. 139-141.
Бочева Н. А., Хотеева Е. В. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ [Текст] - Наука, образование, общество. 2015. № 1 (3). с. 194-201.
Булгакова И. И. «Психологическая готовность к ЕГЭ» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования, 2015г. Режим доступа - http://nsportal.ru.htmВолкова С. И., Сиротина Э.Ю. Сердечно-сосудистые реакции как один их показателей адаптации выпускников к сдаче ЕГЭ [Текст] - Новые исследования. - 2014. - № 2 (39). – с. 35-40.
Выготский, Л. С. «Педология подростка» [Текст] - Собр. соч.: в 6 т.
— Т. 4. — М., 2006. — с.381-382
Гаврилова А. А. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче ЕГЭ [Текст] - В сборнике: психолого-педагогические аспекты личности и межличностных отношений сборник статей 2018. с. 18-21.
Неопределенность общественного положения и статуса юношества определяет также некоторые особенности психики. Юношей остро волнуют множество проблем, одни из них – это собственная возрастная специфика, право на самостоятельность без взрослых. Самоопределение школьника предполагает не столько отделение от взрослых, сколько полную ориентировку и определение места во взрослом мире. Наряду с разделением умственных способностей и интересов, без которых сложен выбор профессии, это требует развитие объединенных механизмов самосознания, выработки мировоззрение и жизненной позиции.
Самосознание в юношеском возрасте – это самосознание, характеризующееся познанием своего Я не только в настоящем, но и в будущем, что связано с определением своих жизненных планов и целей, нравственных идеалов. На основе результатов самопознания, эмоционально- ценностного отношения к себе формируются обобщённая самооценка личности.