Психомоторное развитие детей 7-10 лет с нарушением слуха, средствами гимнастики, в условиях начального образования в коррекционном учреждении
ВВЕДЕНИЕ
Психомоторное развитие ребенка является основой для дальнейшего психического развития. Оно обеспечивает полноценное обучение в школе и формирование учебных навыков. В дошкольном периоде невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития [16].В настоящее время возрастает потребность реализации технологий, направленных на сохранение здоровья и активизацию двигательной деятельности ребенка, коррекцию психических и моторных функций детей с особыми потребностями. Одной из категорий детей, для которых актуальна проблема психомоторного развития, являются дети с нарушением слуха. Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии и формировании движений. Поэтому наряду с общими задачами в работе с этими детьми решаются специальные задачи, направленные на преодоление проблем развития двигательной сферы и коррекции имеющихся дефектов [9].
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. Состояние вопроса по проблеме психомоторного развития детей с нарушением слуха в процессе обучения гимнастикой
1.1 Проблема психомоторного развития детей с нарушением слуха в педагогических исследованиях
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
1.3 Особенности психомоторного развития детей с нарушением слуха в процессе обучения гимнастикой
ГЛАВА 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алик Т.А. Опыт диагностики и регуляции психосоматического состояния: монография / Т.А. Алик, Л.Д. Гиссен, В.Н. Оксень. – М.: Звезда, 2018. – 201 с.
Алямовская В.Г. Инновационные технологии как ресурс эксперимента: монография / В.Г. Алямовская, М.М. Безруких, О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 2018. – 283 с.
Аллянов Ю.Н. Гимнастика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста / Ю.Н. Аллянов // Научное Обозрение. – 2019. – № 1. – С. 96-98.
Антропова М.В. Физическая культура в ДОО: учебное пособие / М.В. Антропова, Л.И. Пензулаева, В.А. Шишкина. – М: Просвещение, 2017. – 286 с.
Бабаев А.С. Об изучении условий эффективности гимнастики / А.С. Бабаев // Вестник Самарского Государственного университета. – 2017. – № 12. – С. 60-63.
Глазырина Л.Д. Волшебный мир движений: методика физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. – Казань: НМЦентр, 2018. – 176 с.
Глозман Ж.М. Гимнастика: учеб. пособие / Ж.М. Глозман. – М.: Академия, 2017. – 148 с.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении: монография / Н.С. Голицына. – СПб.: Питер, 2016. – 94 с.
Головчиц Л.А. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждение / Л.А. Головчиц, Л.П. Носкова, Н.Д. Шматко. – М.: Просвещение, 2018. – 117 с.
Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 304 с.
Голомидова С.Е. Физкультура, нестандартные занятия / С.Е. Голомидова // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. – №2(3). – С. 93-97.
Горелова Л.В. Краткий курс адаптивной физической культуры: учеб. пособ. / Л.В. Горелова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 224 с.
В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены [34]. Также стоит отметить, что многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста. У большинства детей имеется отставание в развитии мелких движений пальцев рук, артикуляционного аппарата, что накладывает еще большие трудности на овладения речью [36].Таким образом, нарушения слуха значительным образом влияют на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения детей школьного возраста с нарушениями слуха, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Многие дети с нарушением слуха отстают от нормально слышащих детей по развитию двигательной сферы. Некоторая неустойчивость, трудности сохранения статичного и динамичного равновесия, недостаточно точная координация и неуверенность движений, относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки сохраняются у многих на протяжении всего дошкольного возраста.