Приёмы развития речи школьников в процессе обучения написанию работ творческого характера
Введение
Умение грамотно говорить – это одно из основных необходимых умений для жизни каждого человека. Правильно построенная речь означает быть услышанным, быть понятым, быть увиденным, это ключ к обретению все новых и новых навыков и познанию чего-то нового. Конечной целью всей системы обучения русскому языку в школе является обучение учащихся умению свободно и связно выражать мысли и наилучшим образом пользоваться языковыми средствами.Речь – это речевая деятельность (говорение или письмо) и его результат (речевые произведения, зафиксированные в памяти или на письме). Для развития устной и письменной речи необходим комплексный подход, потому что это процесс не стихийный. Он требует непрерывного педагогического руководства, поскольку богатая, логично построенная речь является основным критерием интеллектуального уровня учащегося, поэтому работа над развитием речи школьников является необходимым условием для успешного обучения и формирования личности учащихся.Речевое умение – способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А. А. Леонтьев утверждает, что «навыки – это складывание речевых механизмов, а умение – это использование данных механизмов для различных целей
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития речи школьников в процессе обучения написанию работ творческого характера. 5
1.1......................................................... Сущность понятия «развития речи». 5
1.2......... Письмо и Письменная речь в методике обучения русскому языку. 10
Глава 2 Практические аспекты развития речи школьников в процессе обучения написанию работ творческого характера. 13
2.1. ........................... Основные формы и методы работы по развитию речи. 13
2.2. Методы и приемы работы сочинения в развитии речи учащихся на уроках русского языка…………………………………………………………..20
Заключение. 24
Список использованных источников. 26
Список использованных источников:
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Высшая школа, 2013. – 345 с.
Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор / В.П. Аникин. – М.: Наука, 2017. – 285 с.
Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. – М. : Современная энциклопедия. 2016. – 608 с.
Бородич, А.М. Методика развития речи учащихся средней школы / А.М. Бородич – М.: Высшая школа, 2017. – 249 с.
Вижанкова, Т. И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи / Т. И. Вижанкова // Начальная школа. –2019. – 453 с.
Васильева, А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие / А.Н. Васильева. – М.: Наука, 2016. – 398 с.
Горецкий, В.Г. Уроки литературного чтения по учебникам «Родная речь»: Книга для учителя. – М.: Наука, 2005.
Давыдова, О.И., Федоренко, В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса // Психолого-педагогические проблемы современного образования // Сборник научных статей. – Барнаул, 2001.
Даль, В.И. Пословицы и поговорки. Напутное // Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост.: Ю.Г. Круглов. – М.: Наука, 2016.
Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. - М., 2006.
Богуславская, Н. Е. Методика развития речи на уроках русского языка : кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; под ред. Т. А. Ладыженской. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская. – М.: «Просвещение», 2010. – 453 с.
Вижанкова, Т. И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития связной речи / Т. И. Вижанкова // Начальная школа. –2010. – 453 с.
Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //А.Н.Васильева //- М., 1990.
В практике обучения под письмом понимают технологический, или процессуальный аспект, а под письменной речью – сложную творческую деятельность, направленную на выражение мыслей в письменной форме. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы. Когда говорят о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то имеют в виду письменную речь. Цель обучения письму в данном контексте – научить учащихся писать на иностранном языке те же тексты, которые образованный человек умеет писать на родном языке. Любой текст, написанный автором, - это выражение мыслей в графической форме.Рассмотрим более подробно мнения методистов и лингвистов о письме и о письменной речи.Алексеева, М.М. предлагает нашему вниманию еще одно определение понятия «письменная речь». Итак, письменная речь – вид речевой деятельности, целью которого является изложение мыслей в письменной форме (письмо, сочинение и т.д.) [1, с. 126].Текучев, А. В. даёт следующие характеристики:– письменная речевая деятельность - целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове;– письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаниях [30, с. 4].Таким образом, на основе вышесказанного можно прийти к выводу, письмо считается сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей. Письмо продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична.