Особенности общения младших школьников в школьном коллективе
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с момента поступления в школу, у ребенка складываются межличностные отношения с одноклассниками и учителем.Однако вначале у первоклассников общение со сверстниками отступает на второй план, т. к. они только начинают адаптироваться к школе, привыкать к новому укладу жизни, социальному положению и новому коллективу.Теперь основной деятельностью и обязанностью ребенка становится учение, которое требует от него дисциплины, организованности, воли, приходится делать то, что надо, а не то, что хочется, считаться с чужими желаниями и интересами.На протяжении младшего школьного детства понимание дружбы и отношение к друзьям меняется.Для ребенка 6 - 7 лет друг — это тот, с кем он играет, сидит за одной партой или живет в одном доме. В выборе друга ребенок ориентируется не на качества личности, а на поведение. Ему важно, чтобы с друзьями было хорошо и весело.Дружеские отношения могут быть недолговечные, они легко возни кают и так же легко заканчиваются.Дети 8 - 11 лет считают друзьями тех, кто помогает им, выполняет их просьбы, разделяет их интересы. Для них становятся важны качества личности: доброта, внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.Постепенно у ребенка складывается система личных отношений, основу которой составляют непосредственные эмоциональные отношения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
ГЛАВА 1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 4
1.1 Развитие общения со сверстниками в младшем школьном возрасте 4
1.2. Развитие отношений младшего школьника со сверстниками 6
1.3. Роль учителя в развитии умения школьников выстраивать отношения со сверстниками
ГЛАВА 2. 14
2.1. Уровень сформированности коммуникативных умений 14
2.2. Диагностическая программа с применением известных методик
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 528 с.
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. – Воронеж: МОДЭК, 2000г.
Смирнова Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова.М.: Владос, 2003г.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е. Е, Кравцова. –М.: Педагогика,1991г.
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе/ В. С. Мухина. – М.: Владос, 2005г.
Психология: Учебник под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2005г.
Шкуричева Н. А. Формирование позитивных межличностных отношений первоклассников. – М.: Маска, 2008. – 226 с.
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе/ Е. Е, Кравцова. – М.: Педагогика,1991г.
Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А.В. –М.: Владос,2007г.
Чеховских М.И. Психология: Учебное пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003г.
Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. О.Е.Смирновой. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,2001г.
Книги двух и более авторов
Айзман Р.И., Жарова, Г.Н. Подготовка ребенка к школе/ Р.И. Айзман Г.Н. Жарова. – Томск: Пеленг, 2004г.
Актуальные проблемы психопедагогики начального образования/ Под ред. Бережковской Е.Л. Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М. – М.: Просвещение, 2007г.
Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 1998г.
Актуальные проблемы психопедагогики начального образования/ Под ред. Бережковской Е.Л. Кравцовой Е.Е., Корепановой К.М. – М.: Просвещение, 2007г.
Большее значение приобретают отношения со сверстниками. Самооценка больше строится на отношениях со сверстниками. Для большинства учащихся третий класс – это наиболее стабильный период в начальной школе. Дети уже привыкли к своей социальной роли. Хорошо выполняют стандартные задачи, умеют действовать по образцу.В четвертом классе дети с удовольствием общаются с взрослыми. Это практически последний возрастной период, когда ребенок настолько открыт. Именно в этот период можно особенно эффективно влиять на формирование мировоззрения ребенка. В отношениях со сверстниками дети становятся более самостоятельными - в играх и групповых занятиях охотно берут на себя роль лидера, проникаются делами друзей, помогают, оказывают психологическую поддержку. Общение предусматривает развитие ребенка. Важнейший фактор общения и формирования личности.Так же, как и дошкольники, младшие школьники много жалуются друг на друга. Мотивом этих жалоб является стремление ребят добиться правильного поведения со стороны всех учеников. В первом классе дети открыто жалуются учителю друг на друга, и тот, на кого жалуются, не обижается. В 3-4 классе ученики начинают обсуждать поступки и действия товарищей между собой и влиять на них путем общественного мнения. Если кто-то из учеников жалуется учителю, его начинают осуждать и воспринимать как ябеду.В таком возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. Доверие в большей степени связано не с секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.