Формирования знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Каждый человек является языковый личностью и выступает как носитель определённых знаний и представлений.
Знания характеризуются объективностью, а представления могут быть субъективными и интуитивными. Каждый индивидуум воспринимает и понимает действительность по-своему.
Самым распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей — это специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы.
У детей с общим недоразвитием речи (III уровень) наблюдается ограниченный словарный запас и стойкие аграмматизмы. Впервые теоретическая значимость общего недоразвития речи была сформулирована Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологи в 50 - 60 годах 20-го века. Этим нарушением занимались такие авторы как Т.Б. Филичева, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А. Ковшиков, Н.С. Жукова и др.
Чтобы у ребенка не возникали сложности в обу
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Знания и представления об окружающей действительности, лексикон: определение, характеристика, составляющие 8
1.2. Онтогенез речевого развития 9
1.3. Общее недоразвитием речи (III уровень): характеристика нарушения 20
Выводы к главе I 24
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 25
2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 25
2.2. Организация исследования 25
2.3 Анализ полученных результатов 30
Выводы к главе II 47
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (III УРОВЕНЬ) 48
3.1. Принципы и организация логопедической работы 48
3.2. Содержание логопедической работы по формированию знаний и представлений об окружающей действительности у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи 50
Выводы к главе III 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бородич А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
Баранов М.Т. Русский язык. - М.: Центр-пресс, 2012. - 352 с.
Баранов М.Т., Прудникова А.В. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2013. - 289 с.
Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М.: Педагогика, 2012. - 120 с.
Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Психологос, 2012. - 423 с.
Выготский Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.
Греков В.Ф. Русский язык для дошкольников. - М.: Просвещение, 2011. - 272 с.
Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. - М.: Владос, 2012.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Наука, 1961.
Гвоздев А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. - СПб.: Питер, 2010. — 862 с.
Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса. (Дневник научных наблюдений). - СПб.: Питер, 2011. - 226 с.
Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М.: Центр-пресс, 2011. - 512 с.
Ещина В.Ю. Развитие речи в дошкольном возрасте. // Дефектология. № 2 - 2011.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.: Наука, - 2011.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРТ ЛТД, 2012.
Захарова А.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи /А.В. Захарова. - М., 2012. - 171 c.
Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011. - 412 с.
Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013. - 667 c.
Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения /С.В. Коноваленко.-М.: ГНОМ и Д, 2011.- 201с.
Коробейников И.А. Дети с ОНР. // Дефектология. № 4 - 2011.
Коробейников И.А. Дошкольники познают мир // Дефектология. № 5 - 2014.
Коровин К.Г. Обучение дошкольников языку
Взаимосвязь между нарушениями языка и другими аспектами психического развития определяет некоторые особенности мышления. Несмотря на наличие предпосылок для овладения соответствующими возрасту мыслительными процессами, у детей наблюдается задержка в развитии словесно-логического мышления, трудности в овладении анализом, синтезом и сравнением без специального обучения, ригидность мышления.
При ОНР отмечаются нарушения моторики. Многие дети испытывают двигательные трудности в виде плохой координации сложных движений, недостаточной уверенности в воспроизведении правильно направленных движений и сниженной скорости и ловкости движений. Наиболее трудной задачей является выполнение движений по словесным инструкциям, особенно многоступенчатым. Они не могут точно воспроизвести двигательные задания в пространстве и времени, нарушают последователь