Профилактика буллинга в подростковой среде
Введение
Актуальность проблемы и темы исследования. На сегодняшний день буллинг в отношениях между людьми является одной из проблем общества. Буллинг актуализируется в социуме и определяется стремлением к чрезмерной индивидуализации, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. От других форм агрессивного поведения буллинг отличается тем, что осуществляется более сильной группой или отдельными лицами, против жертвы, которая заведомо слабее психически или физически. Имеет разнообразные формы проявления, происходит систематически в течение длительного времени и осуществляется осознанно. Жертва остро переживает действие буллинга, но по разным причинам не может ответить на агрессию.
Данные тенденции особенно характерны в подростковой среде, так как подростковый возраст является одним из самых конфликтных и противоречивых этапов развития личности. На данном этапе происходит физические и психологические преобразования, поиск своего «Я». У многих несовершеннолетних
Содержание
Введение ............................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профилактики буллинга в подростковой среде…………….….. 6
1.1 Понятие «буллинг» в научной литературе ................................................... 6
1.2 Специфика проявления буллинга у подростков ..........................................14
1.3 Методы и приемы профилактики буллинга у подростков………………..22
Глава 2. Практические аспекты профилактики буллинга в подростковой среде ...................... 33
2.1 Организация и методы исследования буллинга в подростковой среде.. 33
2.2 Программа профилактики буллинга в подростковой среде …………........
2.3 Анализ результатов профилактики буллинга в подростковой среде........ 47
Заключение ......................................................................................................... 58
Список литературы ............................................................................................ 60
Приложения ......................................................................................................... 67
Список литературы
1. Аптикиева Л. Р. Буллинг как преморбид асоциальной направленности личности подростка // Вестник оренбургского гос. ун-та. – 2018. – № 2 (214). – С. 39-46.
2. Ананьева Е. О. К вопросу о проблеме буллинга в подростковой среде //Неделя Российской психологии в ГСГУ. – 2021. – С. 323-326.
3. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология: журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 3. С. 149–159.
4. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15, №2. С. 99-103.
5. Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. С. 512.
6. Бутенко В. Н., Сидоренко О. А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. ВП Астафьева. – 2015. – №. 3 (33). – С. 138-143.
7. Бондаренко О. А. Описание эффективных методов коррекции буллинга в подростковой среде //Редакционная коллегия: канд. психол. наук Басалаева НВ, ст. преподаватель Мартынова МА. – 2023. – С. 24.
8. Бобровникова Н. С. Социально-опасный феномен буллинг, его проявления, причины и последствия в современной подростковой среде //psychological sciences. – 2020. – С. 17.
9. Волкова Е. Н., Гришина А. В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 19–29.
10. Волкова И. В. Характеристики подросткового буллинга и его определение // Вестн. Мининского ун-та. 2016. № 2 (15).
11. Волкова Е. Н., Волкова И. В., Скитневская Л. В. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского как методологическое основание для исследований подросткового буллинга // Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10, № 2. С. 6–18.
12. Волкова Е.Н. Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» 2019. № 3 (3). С. 50–57.
13. Волкова Е. Н., Цветкова Л. А., Волкова И. В. Методологические основания для разработки программ профилактики
Участие в процессе буллинга психотравматично сказывается на личности подростка, что может привести к попыткам суицида, депрессивным состояниям, тревожности, а также к профилю антисоциальной личности.
На основании анализа работ И.С. Кон, И.С. Бердышев, Д. Олвеус, Д. Лэйн мы выявили специфику проявления подросткового буллинга:
- Жестокость и агрессивность, по утверждению И.С. Кона, всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, и борьба за власть, за сферы влияния между разными группами подростков, и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей [7].
- Безнаказанность - подростки не боятся последствий своих действий, поэтому их поступки очень жестоки по отношению к жертве, а также носят социально-опасный характер, поскольку агрессор делает всё для того, чтобы блокировать обратную связь от «жертвы»;
- Разрушительность - следует подчеркнуть, что разрушительные для развития личности последствия подросткового буллинга присущи не только жертвам, но и в не меньшей степени обидчикам и свидетелям буллинга. Это системное воздействие на подростковую группу и подростковое сообщество в целом;
- Влиятельность - в подростковом возрасте сменяется ведущий вид деятельности, для подростка становится важны отношения со сверстниками и их мнение, поэтому агрессор оказывает влияние не только на жертву, но и на свидетелей буллинга.
- Депрессивность - самоубийство не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает. В случаях постоянного и жестокого буллинга, подростки могут рассматривать самоубийство как избегание страдания. Такие дети, постепенно теряют надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть кажется единственным способом избавления от отчаяния и боли.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы (И.С. Кон, И.С. Бердышев, Д. Олвеус, Д. Лэйн) можно выделить специфику проявления подросткового буллинга