Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что образовательные стандарты начального образования нового поколения, реализуемые в работе современных школ направлены не только на освоение учащимися учебных дисциплин, но и на личностно-ориентированное развитие ребенка, связанное с окружающей средой обитания. Одним из требований ФГОС НОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей обществознания и естествознания (окружающий мир) является освоение доступных методов изучения природы, окружающегомира, к которым относим метод наблюдения. Формирование способности наблюдать за явлениями природы и событиями повседневной жизни должно быть привито детям с самого раннего периода школьной жизни.
Данный процесс требует реализации определенных организационно-педагогических условий, связанных с формированием наблюдательности у младших школьников.
Проблема развитияличностно-ориентиров
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....4
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
1.1.Определение «развитие наблюдательности» с позиции ученых-исследователей…………………………………………………………………9
1.2. Формирование наблюдательности у младших школьников при изучении дисциплины «Окружающий мир»……….…………………………………….14
1.3. Фенологические наблюдения на экскурсиях, как метод формирования наблюдательности у младших школьников …………………………..……17
ВЫВОДЫ по первой главе………………………………………….………….25
ГЛАВА 2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОРАЗВИТИЮ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
2.1. Первичная диагностика уровня развития наблюдательности у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента……………………...26
2.2. Формирующий эксперимент на базе авторской программы «Родная природа» по развитию наблюдательности у младших школьников………………………………………………………………………34
2.3. Контрольный этап эксперимента – показатель проделанной работы…..37
ВЫВОДЫ по второй главе……………………………………...........................44
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮНАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
3.1.Программа «Родная природа» для работы на формирующем этапе педагогического эксперимента………………………...………………45
3.2. Методические рекомендации учителям по проведению уроков-экскурсий………………………………………………………...…………47
ВЫВОДЫ по третьей главе………………………………………………..51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
ЛИТЕРАТУРА 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе.[Текст] // Вопросы психологии. – М.: Наука. – 1984. - № 5. – С. 36-41.
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания[Текст] / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Изд. «Институт практической психологии», 1996. – 384 с.
Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. - С.235.
Андрущенко,Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте.[Текст] //Вопросы психологии, 1978, N 4,с.147- 151.
Асадуллин, Р.М. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества [Текст] /Р.М. Асадуллин, Э.Ш. Хамитов, В.С. Хазиев. – Уфа: Китап, 2001. – 263 с.
Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках «Окружающий мир».[Текст]М.: Просвещение, 2008.- 67 с.
Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (Метод. основы):учеб.пособие [Текст] /Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект [Текст] /В.А. Беликов// Монография. М.: Владос, 2004.- 357 с
Безрукова, В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) [Текст] / В.С.Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 937 с.
Богданец, Т. Л. Концепция вида в начальном естествознании [Текст]: / Т. Л. Богданец // Начальная школа. – 2010. – № 10. – С.58-62
Бурова, Л. И. Формирование у младших школьников первоначальной системы знаний о природе [Текст] – / Л. И. Бурова. – М.: ГИТИС, 2009. – 25 с
Вахтеров В. А. Избранные педагогические сочинения.[Текст] — М.: Педагогика. 1987. - 241 с
Вахрушев А.А. Окружающий мир. Наша планета Земля: учебник для 2 класс В 2 ч.4-е изд., перераб. [Текст] М.: 2015. Ч.1 - 144с., Ч.2 - 128с.
Венгер, Л.А. Педагогика способностей[Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 117 с.
Выготский, Л.С. Психология исследования[Текст]/В.В. Давыдов. – М.: Педаго
Подготовка учащихся начинается с того момента, как учитель сообщил тему, задачи и маршрут экскурсии. План проведения экскурсии составить и следовать ему, обратить внимание на наличие удобной обуви и одежды. Можно привлечь детей и родителей к подготовке экскурсионного снаряжения и оборудования.
Важно, чтобы педагог приучал детей к мысли, что они должны следовать тем правилам, которые принято выполнять на лоне природы: соблюдать тишину, терпение, внимательность и др.При внимательном отношении у детей появится возможность увидеть красоту леса. Перед экскурсией важно сформировать у учащихся правила о правильном поведении, которые заключаются в следующем:
- видеть и любоваться красивыми растениями;
- наблюдать за животным миром (насекомые, лягушки и др.);
- за птичьими гнездами следует наблюдать на расстоянии, не подходить близко, а