Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль за физической подготовленностью людей старшего и пожилого возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Роль занятий физическими упражнениями для сохранения здоровья людей пожилого и старческого возраста трудно переоценить. В настоящее время становится очевидным то, что адаптационные возможности организма человека не выдерживают давления неблагоприятных факторов среды проживания. С одной стороны, это связано с изменением образа жизни - исключение или минимизация таких природных раздражителей, которые составляют биологически необходимый фон жизнедеятельности (двигательная активность, закаливание, особенности питания). С другой - с изменением качества окружающей среды, обусловленного издержками цивилизации (расширение спектра и увеличение силы психоэмоциональных воздействий, факторы неблагоприятной экологии техногенного происхождения, вредные привычки и др.). Физическая тренировка способна нейтрализовать основные вредные факторы, угрожающие здоровью человека.Рационально организованная двигательная активность несет в себе огромный потенциал оздоровительных влияний. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма, обеспечивающих его жизнестойкость. Однако для этого физическая тренировка должна соответствовать принципу оздоровительной направленности.
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни людей пожилого и старшего возраста. 5
1.1. Понятие «Здоровье» в оздоровительной физической культуре. 5
1.2. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и старшего возраста. 8
Выводы по первой главе. 13
Глава 2. Врачебно - педагогический контроль и самоконтроль за физической подготовленностью людей старшего и пожилого возраста. 15
2.1. Значение контроля в двигательной активности жизни пожилых людей. 15
2.2. Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий оздоровительной физической культурой. 17
2.3. Самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных занятий. 21
Выводы по второй главе. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
Список использованной литературы.. 30
Список использованной литературы
1. Багов, Р.Н. Физическая культура в системе повышения качества жизни населения / Р.Н. Багов. - Майкоп, 2001.- 44 с;
2. Багов, Р.Н. Физическая культура и спорт как фактор социальной защиты населения: проблемы и перспективы формирования системы индивидуальной социальной защищенности / Р.Н. Багов, М.П. Безруков.- М., 1999.- 38 с;
3. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 381 с;
4. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры / А.А. Гужаловский.- М.: Физкультура и спорт, 1986. - 366 с.
5. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - М., 1999.- 231 с;
6. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Л.П. Матвеев. - М., 1991.-435 с;
7. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями / УО «БГТУ».- Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2008.- 32 с;
8. Теория и методика физического воспитания: в 2 т. / Т.Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003.- 1 т.- 424 с;
9. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-в физ. культ.: в 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. -2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.- 436с;
10. Фурманов, А.Г. Источник бодрости, здоровья, работоспособности / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа.- Минск: Полымя, 1991.- 93 с;
11. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.- Москва: «Академия», 2009.- 478 с;
12. Холодов, К.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений / К.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001.- 367 с;
13. Храмов, В.В. Теория и методика оздоровительной физической культуры / В.В. Храмов.- Гродно: ГрГУ, 2000.- 79 с;
14. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания: краткий курс лекций. - М-во образования РБ, УО «Витебский гос. ун-т. им. П.М, Машерова».
Суммарным показателем величины нагрузки (объем плюс интенсивность) является величина ЧСС, измеренная через 10 и 60 мин после окончания занятия. Через 10 мин пульс не должен превышать 96 уд/мин, или 16 ударов за 10 с, а через 1 ч должен быть на 10--12 уд/мин (не более) выше до рабочей величины. Например, если до начала бега пульс был 60 уд/мин, то в случае адекватности нагрузки через 1 ч после финиша он должен быть не более 72 уд/мин. Если же в течение нескольких часов после тренировки значения ЧСС значительно выше исходных, это свидетельствует о чрезмерности нагрузки, значит, ее необходимо уменьшить. Длительное увеличение ЧСС (в течение нескольких суток) обычно наблюдается после преодоления марафонской дистанции.Объективные данные, отражающие суммарную величину тренировочного воздействия на организм (за недельный и месячный цикл занятий) и степень восстановления, можно получить, ежедневно подсчитывая пульс утром после сна, в положении лежа. Если его колебания не превышают 2-4 уд/мин, это свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок и полном восстановлении организма. Если же разница пульсовых ударов больше этой величины, это сигнал начинающегося переутомления; в этом случае нагрузку следует немедленно уменьшить [7].Еще более информативна ортостатическая проба. Выполняется подсчет пульса лежа в постели, затем медленный подъем и через 1 мин снова подсчет пульса в вертикальном положении за 10с с последующим пересчетом за 1 мин (для этого полученную величину нужно умножить на 6) . Если разница пульса в вертикальном и горизонтальном положении не превышает 10-12 уд/мин, значит, нагрузка вполне адекватна и организм отлично восстанавливается после тренировки. Если прирост пульса составляет 18-22 уд/мин, значит, состояние удовлетворительное. Если же эта цифра больше указанных величин, это явный признак переутомления, которое помимо чрезмерного объема тренировки может быть вызвано другими причинами (большие производственные и бытовые нагрузки, постоянное недосыпание, перенесенное заболевание и т.п.).