Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении

Скачать курсовую работу на тему: Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольном образовательном учреждении. В которой исследована сущность предметно-развивающей среды в ДОУ. Изучены основные принципы организации предметно-развивающей среды в ДОУ.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.12.2024
Объем файла
87 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В условиях модернизации системы российского образования, вариативности образовательных программ, реформирования системы дошкольного воспитания всё более актуальной становится проблема организации такой окружающей среды, которая была бы «направлена на гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменяемости, степени влияния на ребёнка» (Р. Б. Стеркина) всех ее компонентов, способствующих всестороннему развитию личности ребёнка.В контексте вышесказанного главным является влияние предметно-пространственной среды на развитие детей дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями, защита и укрепление их здоровья и повышение эмоционального благополучия. Среда, в которой живет и воспитывается ребенок, как известно, может быть разной: поддерживающей, развивающей, насыщенной, комфортной или в некоторых случаях даже враждебной. Следовательно, возникает необходимость в грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечит активное включение ребенка во взаимодействие с окружающим предметным миром, тем самым став одним из условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 

Оглавление
Введение
Глава 1. Научно- методические подходы к организации предметно- пространственной развивающей среды в дошкольной организации. Характеристика предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации
1.1 Игра как средство социального воспитания дошкольников
1.2 Основные требования к организации предметно-развивающей среды
В ДОУ в соответствии ФГОС ДО
1.3. Влияние предметно-пространственной развивающей среды
на развитие детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Проект предметно-развивающей среды в ДОУ в разных возрастных группах в соответствии ФГОС ДО
2.1. Что должен знать педагог при организации развивающей предметно- пространственной среды в группе
Выводы по второй главе
Рекомендациипопроектированию предметно-пространственной развивающей среды дошкольной организации
Заключение
Список использованной литературы

Список использованной литературы
Артамонова О. В. «Предметно – пространственная среда: её роль в воспитании личности» / О. В. Артамонова //Дошкольное воспитание - 1995г.- 4;
Авдулова Т.П. «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность» // Справочник старшего воспитателя -2014г.- №8;
Афонькина Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога ДОО» - Изд. 2-е перераб. - Волгоград// Учитель 2014г;.
Виноградова Н. А. «Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие» / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева - М.:Перспектива, 2011;
Волосовец Т.В. «Разработка спецификаций развивающей предметно- пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» [электронный ресурс]//.;
Короткова Н.А. «Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей» - Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.;
Епачинцева Н. Д. «Организация развивающей среды в ДОУ2/ автореф.дис. канд.пед.наук Н. Д. Епачинцева - Белгород: БГУ, 2001;
Кларина Л. М. «Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников» /Л. М. Кларина - СПб.,1999.-144с. - С.9-18. 9. Комарова О.А.;
«Обеспечение вариативности развивающей среды»// Справочник старшего воспитателя - 2014г.- №8;
Комарова О.А. «Наполнение развивающей среды в соответствии с обраовательными областями»//Справочник старшего воспитателя - 2014г. - №8;
«Конвенция о правах ребенка»;
«Конституция РФ»;
Красношлык З.П. «Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении» / Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2013. - с. 32-34;
Кудрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта» // Дошкольное воспитание, 2014 №2;

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны иметь возможность изменять объем - «сжиматься и расширяться», иметь подвижные, легко трансформируемые границы. Образно говоря, пространство должно «пульсировать», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно с точки зрения групповой динамики – тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.Развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет объединить детей в подгруппы по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.Обязательными предметами являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Это развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели. Предметы для опытно – поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее. В старшем дошкольном возрасте у детей должен быть большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, а девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь в группе большое количество «подручных» материалов: веревки, коробочки, проволока, колеса, ленточки, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В подготовительных к школе группах необходимо иметь различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой. Это печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а также материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.