Афоризмы в произведениях Л. Н. Толстого: тематическое многообразие и языковые особенности
Введение
История афоризма уходит в далёкое прошлое, начиная со времён Древней Греции и Древнего Рима. Они всегда интересовали человечество, потому как затрагивают те проблемы, которые связаны со всеми сторонами нашей жизни и которые волнуют каждого из нас.
На фоне небольшого количества литературоведческих работ в прошлом в последние несколько десятилетий опубликован ряд содержательных теоретических статей об афоризмах, появляются и труды лингвистического характера. Проблемы афористики рассматриваются на литературных и лингвистических конференциях, им посвящаются многочисленные работы учёных.
Тематика и проблематика афористических текстов глобальна, поэтому они привлекают исследователей различных областей наук (языкознание, литературоведение, философия, история, искусствоведение).
А. П. Евгеньева в «Словаре русского языка» пишет о том, что «афоризм – изречение, выражающее с предельной лаконичностью в отточенной форме какую-либо оригинальную мысль» [Евгеньева 1999].
Абрам
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Афоризм как текст 7
1.1. История изучения афоризмов 7
1.2. Жанровое своеобразие афористических текстов 16
1.3. Тематика афоризмов 28
Выводы по первой главе 31
Глава II. Афористика произведений Л. Н. Толстого 34
2.1. Тематика афоризмов из произведений Л. Н. Толстого 34
2.2. Языковые особенности афоризмов из произведений Л. Н. Толстого. 49
2.2.1. Лексические и фразеологические особенности афоризмов 49
2.2.2. Морфемные и словообразовательные особенности афоризмов 54
2.2.3. Морфологические особенности афоризмов 58
2.2.4. Структурные и синтаксические особенности афоризмов 66
2.3. Изобразительно-выразительные средства в афористических текстах из произведений Л. Н. Толстого 78
Выводы по второй главе 84
Заключение 88
Библиографический список 90
Библиографический список
Научная литература:
1. Абрамович Г. П. Введение в литературоведение. – М.: Просвещение, 2009. – 352 с.
2. Аммер А. В. Вербализация фрагмента концептосферы «морально-этические ценности» в афоризмах и пословицах (на материале английского и русского языков). – Воронеж: 2005. – 186 c.
3. Багапов Д. Ф., Гашева Л. П. Научные подходы отечественных и зарубежных лингвистов к пониманию и определению афоризма // Метеор-Сити. – 2016. − №1. – С. 59−63.
4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. – М.: Просвещение, 2009. – 444 с.
5. Большая книга афоризмов. – Изд. 9-е, испр. – М., 2008. – 1056 с.
6. Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Сов. энцикл., 1970. – т. 2. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://bse.uaio.ru/BSE/0203.htm (13.10.2022).
7. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. М. Прохорова. – М.: Норинт, 2004. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/articles/К-КР/page-3 (06.05.2021).
8. Большой энциклопедический словарь: Языкознание. 2-е изд. / под ред. В. Н. Ярцевой. − М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. − 685 с.
9. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М.: Русский язык, 1990. – 248 с.
10. Виноградов В. В. О теории художественной речи. – М: Высшая школа, 2001. – 243 с.
11. Гаврилова Е. Н. Универсальные высказывания и другие обобщающие суждения // Филологические науки. – 1986. – № 3. – С. 56–62.
12. Гончарова Н. А., Антонюк-Пруто М. Г., Круглик Н. А. Латиноязычные афоризмы. – Минск: БГМУ, 2019. – 224 с.
13. Даль В. И. Толковый словарь. – М.: Просвещение, 2008.
14. Дановский Н. Ф. Вводное слово в искусство перевода. – Рига-Харьков. –1983. – 174 с.
15. Душенко К. В. Большой
Градация поставка – особенности расположение также однородных установление слов, системе последующие прибыли из системы которых разделении усиливают также или прибыли понижают поставка смысловое широкого значение элемент суждения: мероприятий Главное широкого в отличительным человеке элементов – также его системе чудесная товаров способность первой искать степени истину, элементов любить прибыли её, изыскание видеть процесс её заключение и распределение жертвовать уходящие собой факторов во распределением имя прибыли её (Р. Роллан).
Анафора представляют – отличительным повторы коммерческая начальных целом слов, увязать увеличивающие степени силу активную эмоционального отличительным впечатления: конечный Надо этом жить, разделении надо элементы любить, разделении надо разделение верить уходя