Коррекционно-логопедическая работа по развитию просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией
Введение
Актуальность темы исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сделан акцент на получение качественного образования детьми с различными нарушениями, в том числе и речевыми с созданием специальных условий для диагностики и организации коррекционного процесса. (Федеральный государственный образовательный стандарт…, с. 11)
Реализация программы обучения должна происходить с учетом деятельностного и дифференцированного подходов, которые предполагают построение учебно-развивающего процесса личностных особенностей детей, поскольку от организации процессов зависит качество усвоения знаний и навыков, а также предполагается разнообразие организации форм образовательного процесса (Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, с. 5).
Значение просодической стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, В.М. Бехтерев выделял следующие цели просодического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ре
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ…….………………… 9
1.1. Развитие просодических компонентов речи в онтогенезе……….……..9
1.2. Современные представления о дизартрии………………………………15
1.3. Специфика формирования просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрии...................................................................20
Выводы по I главе…………………………...……………………..……..……25
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОСТОЯНИЯ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ………….……………………………………..…..28
2.1. Цель, задачи, методы и организация констатирующего исследования. Характеристика экспериментальной группы……………………………….…28
2.2. Анализ и обобщение результатов исследования……………….……..…30
Выводы по II главе………….,,……………………………..………..………..36
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОСОДИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ……………………….38
3.1. Организация и содержание коррекционно-логопедической работы по развитию просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией………………………………………………………..………………38
3.2. Результаты и описание контрольного эксперимента……………..………49
Выводы по III главе…………………………….……………………..……….54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………………………………..……..….56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……………58
ПРИЛОЖЕНИЯ….……………………………………………………..…....…67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артемова, Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: Автореф. дисс. канд. пед. Наук [Текст]/Е.Э. Артемова. - М.: 2015. –28 с.
Акименко, В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями [Текст] / В.М. Акименко – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 77 с.
Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии [Текст] / Е.Ф.Архипова. – М., 1989. – 152 с.
Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова — М.: ACT: Астрель , 2008. — 254 с., 2 е.: ил. — (Высшая школа).Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Астрель, 2007. – 319 с.Бабина, Г.В. Практикум по дисциплине логопедия: Дизартрия[Текст] / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес.-М.: Прометей, 2012. – 108 с.
Бабина, Г. В. Логопедия. Дизартрия: учебно-методическое пособие / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес; — Москва: МПГУ, 2016. – 102 с.
Битус, П. А. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с дизартрией / П. А. Битус. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96660/ (дата обращения: 29.01.2023).
Блохина, Л.П. Просодические характеристики речи и методы их анализа. М., 1980. Т.1. –74 с.
Бородич, А.М. Методика формирования речи детей. - М., 2001. – 126 с.
Винарская, Е. Н., Дизартрия. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141с.Воробьева, А.В. Особенности интонационной стороны речи у дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием. - в сборнике: молодежь и наука XXI века. современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Ответственный редактор: И.Ю. Жуковин; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2017. С. 69-70.
Вятлева, Ю.Е.,
К концу первого, в начале второго месяца жизни у ребенка возникает слуховое сосредоточение на звук голоса взрослого. Отмечается, что шепот вызывает более устойчивое и длительное сосредоточение, чем более громкие речевые и неречевые сигналы. Со второго месяца возникает зрительное сосредоточение на лице взрослого. К третьему месяцу эта ориентировочная реакция приобретает характер поиска лица говорящего. С этого момента зрительное и слуховое сосредоточение начинают синергически взаимодействовать, таким образом, на данном - этапе подготавливается сенсорная сторона речи, ее восприятие и понимание.
Голосовые реакции в составе «комплекса оживления » появляются позже (на третьем месяце жизни ), что отражает общую закономерность в соотношении сенсорной и моторной сфер ребенка, т.е. развитие сенсорных функций опережает развитие моторных, обуславливая этим возможности развития моторных функций в процессе воспитания и обучения ребенка взрослым.
Возникающие у ребенка голосовые реакции начинают интенсивно развиваться и усложняться. Сначала ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье); затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки, не связанные с беспокойством или неудовлетворением (гуление), воспроизводящие преимущественно интонационную сторону речи взрослых. Такие реакции ребенка рассматриваются, как активные действенные формы ориентировки, характеризующие попытки ребенка смоделировать определенные стороны речевых высказываний взрослого: сначала интонационную, затем ритмическую, а позже звуковую.
Дословесный период является своего рода подготовительным к собственно речевой деятельности. Ребенок практикуется в артикуляции отдельных звуков, слогов и слоговых комбинаций, происходит координация слуховых и речедвигательных образов, отрабатываются интонационные структуры родного языка, формируются предпосылки для развития фонематического слуха, без которого невозможно произнесение самого слова. Особенно дети восприимчивы к просодической стороне языка, так как она связана напрямую с эмоционально-экспрессивным аспектом речи, являющимся ведущим в данный период развития звуковой стороны речи. Просодика координирует эмоции