Развитие репродуктивного воображения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством пальцевой живописи

Скачать магистерскую диссертацию с рассмотрением серии занятий по развитию репродуктивного воображения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья посредством пальцевой живописи.
Author image
Askar
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
03.12.2024
Объем файла
3706 Кб
Количество страниц
83
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Современная школа в определении задач развития подрастающего поколения ориентируется на запросы общества и государства. Так, актуализируется потребность в людях творчески, обладающих нестандартным мышлением, способных реагировать на проблему гибко, оперативно, нетривиально. Потому образование в нашей стране одним из целевых ориентиров имеет развитие воображения учащихся. Ребенок, обладающий развитым воображением, способен быть самостоятельным и инициативным в познании, в решении возникающих как типичных, так и нетипичных проблемных ситуаций, уверен в себе и своих способностях.
Воображение выступает важнейшей составляющей детского творчества. Ребенок воображает, продуцирует образы, к которым стремится в творческой деятельности, предполагает, как он будет действовать при возможных вариантах развития ситуаций, появления проблем. 

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЕРАТ………………………………………………………………………… 3
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ……………………...17
1.1. Репродуктивное воображение младших школьников с ОВЗ как предмет теоретического анализа………………………………………………………….17
1.2. Методы и приёмы развития репродуктивного воображения младших школьников с ОВЗ во внеурочной деятельности………………………………24 
1.3. Анализ УМК «пальцевой живописи» в аспекте их возможностей для развития репродуктивного воображения младших школьников с ОВЗ в рамках ФГОС НОО…………………………………………………………………….…35
Выводы по главе 1………………………………………………………………..40
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕПРОДУКТИВНОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВОМ ПАЛЬЦЕВОЙ ЖИВОПИСИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……….42
2.1. Изучение и анализ репродуктивного воображения 
в коллективе младших школьников с ОВЗ в МБОУ «Гляденская СОШ»
на начало опытно-экспериментальной работы………………………………...42
2.2. Разработка и реализация серии занятий по развитию репродуктивного воображения младших школьников с ОВЗ средством пальцевой живописи во внеурочной деятельности……………………………………………………….54
2.3. Интерпретация результатов опытно – экспериментальной работы……68

Выводы по главе II…………. …………………………………………………...74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………......................77

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….86

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абульханова-Славская К.А. Развитие личнοсти в прοцессе жизнедеятельнοсти // Психοлοгия фοрмирοвания и развития личнοсти. М.: Мысль, 1990. 155 с.
Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. М.: «Педагогическое образование и наука», 2012. 96 с.
Алехина С.В. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. М.: МГППУ, 2012. 218 с.
Аникеева Н.П. Педагогика и психология игры. М.: Просвещение, 1986. 421 с.
Антонова Т.В. Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2020. № 11 (301). С. 249-251.
Бажин А.С. Электронное научное периодическое издание // «Современный педагогический взгляд. Возможности развития процессов вербальной памяти у детей с нарушениями интеллекта в работах отечественных психологов и педагогов. № 1, 2020. https://www.pedagogical-views.ru/
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие. М.: «Энас», 2003. 142 с.
Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. М.: Вологда, 1984. 201 с.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 398 с.
Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ЦГЛ РОН, 2000. 142 с.
Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Директмедиа Паблишинг, 1997. 782 с.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, вοοбражение. Воронеж: НПО Модэк, 1996. 392 с.
Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиесма. 1972. 97 с.
Ванник М.Э. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения младших школьников: дисс… канд. пед. н. Ярославль, 2006. 228 с.
Вейн А.М., Ковшиков А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. М., 1973. Виды памяти: С. 99-113; Возрастные изменения памяти: С. 114-121.
 

В условиях внеурочной деятельности беседе следует уделять повышенное внимание, отмечая ее неформальность, гибкость, вариативность в содержании. «Беседа благодаря своим широким возможностям и эффективности обучения широко применяется в процессе развития воображения у младших школьников» [3, с. 45].
Беседа на уроках изобразительного искусства наиболее уместно в начале занятиях, когда дети получают от педагога представления об изображении, а также в конце занятия, когда нужно закрепить изученный материала и провести рефлексию, предполагающую совместную оценку работ учащихся, выделение их достоинств и недостатков, анализ возникших трудностей в процессе работы.
Методика беседы на занятиях изобразительной деятельности зависит от содержания, вида занятия, способах активизации воображения и т.д.