Исследование влияния мотивации к изучении физики на результаты единого государственного экзамена
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Если разделить человеческую жизнь на этапы, то промежуточным звеном между детством и взрослой жизнью является окончание школы. В школьные годы – человек сфокусирован в основном на учебной деятельности.
Построить эффективный учебный процесс – одна из важнейших задач, возникающая перед системой образования. Для того чтобы решить эту задачу, необходимо выявить какие факторы, в том числе психологические, приводят к успешному обучению в школе и успешной сдаче ЕГЭ и требуется найти действенный метод определения знаний и способностей учащихся, который покажет насколько ученик готов к успешной сдаче ЕГЭ. Для этого нужно определить, как же влияет мотивация к изучению физики на результаты единого государственного экзамена.
В данной работе исследовались два фактора: мотивация и школьная обученность, измеренная с помощью ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Учебная деятельность 7
1.2. Понятия мотивации, мотивации учения 11
1.3. Мотивационные факторы успешности учебной деятельности 14
1.4. Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе 16
1.4.1. Личностный смысл процесса учения 16
1.4.2. Виды мотивов 17
1.4.3. Целепологание 20
1.4.4. Реализация мотива в поведении 21
1.4.5. Эмоциональный компонент мотивации учения 22
1.5. Основные возрастные характеристики при определении учебной мотивации у школьников 24
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ УЧАЩИХСЯ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 29
2.1. Реализация заданий по исследованию влияния мотивации к изучению физики 29
2.2. Результативность исследования 30
2.3. Результаты исследования 8-9 классов 34
2.4. Результаты исследования влияния мотивации на результаты сдачи единого государственного экзамена 10-11 класс 2020-2021 и 2021-2022 учебные годы 39
Выводы по главе 2 44
ГЛАВА III.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
СПИСОК проблемой ИСПОЛЬЗОВАННОЙ учащимися ЛИТЕРАТУРЫВартанова, И.И.Проблема мотивации учебной деятельности [Текст] / И.И. Вартанова // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. - 2000. - № 4. - С. 33–41.
Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 285 с.
Гинзбург,М.Р. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей, М., Просвещение, 1981, 265 с.
Гордеева. Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы [Текст] / Т.О. Гордеева // Психология обучения. – 2010. - №6. – С. 17-32.
Гордеева, Т.О.Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. – М.: Смысл, 2006. – 336 с.
Гордеева, Т.О.Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) [Электронный ресурс] / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психологические исследования. – 2012. – Т.5, №24. – С. 4. – URL:http://psystudy.ruДавыдов, В.В.Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. [Текст] / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
Декерс,Л. Мотивация. Теория и практика [Текст] / Л. Декерс; перевод с англ. Д. Ю. Кралечкин. – М.: Гросс Медиа, 2007. – 637 с.
Дергачева, О.Е.Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст] / О.Е. Дергачева, Д.А. Леонтьев // Современная психология мотивации. - М.: Смысл, 2002. – С. 103-121;
Дубовицкая, Т.Д.Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т.Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. – 2002. – №2. – С.42–45.
Еремина, Л.Ю.ЕГЭ и традиционный экзамен: проблема экзаменационной результативности учащихся / Л.Ю. Еремина // Вестник ГУУ. – 2007. - №7(33).
Желеева, А.В. Диагностика мотивации школьников к изучению физики, Наука и Школа, № 4 – 2015, с. 155-161
Обучающиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи умеют объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что доказывает о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.
Это указывает на необходимость развития у обучающихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.
Все виды мотивов, названные выше, учитывались при составлении диагностической методики.