Ресурсы музыкального воспитания в профилактике агрессивного поведения подростков
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном обществе всё большую актуальность приобретает проблема агрессивного поведения, в связи с его обыденностью, что проявляется в разнообразных сферах жизнедеятельности. Перемены, происходящие в современном обществе, создают ряд проблем, основной из которых является рост отклонений в личности и поведении подростков. Среди них особое волнение порождает развивающаяся апантропия несовершеннолетних. Наиболее остро этот процесс выражается в момент превращения ребенка в подростка. В подростковом возрасте, в силу сложности внутренних и внешних условий их развития, зачастую возникают ситуации, которые нарушают нормальный ход развития личности, создавая объективные условия для процесса агрессивного поведения и других деструктивных личностных образований.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования следующим образом: каковы возможности первичной профилактики агрессивного поведения подростков?
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основания профилактики агрессивного поведения
подростков………………………………...………………...…………. 6
1.1 Анализ основных терминов……………………...…………….. 6
1.2 Факторы агрессивного поведения……………………..……… 9
1.3 Виды агрессивного поведения………………………………… 17
1.4 Особенности агрессивного поведения подростков…………... 23
2 Эмпирические основания профилактики агрессивного поведения………………..……………………………………………… 32
2.1 Анализ опыта диагностики агрессивного поведения………………………………………………………... 32
2.2 Анализ опыта профилактики агрессивного поведения
подростков…………………………………………………..…... 37
2.3 Музыкальное воспитание в ракурсе профилактики агрессивного поведения………………………………...……… 40
2.4 Программа профилактики агрессивного поведения подростков посредством музыкального воспитания……………………………………………………….. 42
Заключение …………………………………………………...…………...... 48
Список используемых источников ………………..……………………. 51
Приложение А Программа профилактики конфликтных ситуаций
среди сотрудников УИС…………………...………………... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апраксина А.А. Из истории музыкального воспитания. М.: Просвещение, 1990.
2.Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А. А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». – 2009. – №1. – С. 53–58.
3. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1973. –144 с.
4. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. - 2007. - №3. - С. 107-110.
5. Мизина, Н.Н. Семья как фактор формирования агрессивного поведения подростков / Н.Н. Мизина, Е.А. Назаренко //Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Т. 2. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. - 194 с.
6 Мироненко, Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №6. - С. 260-266.
7. Бисалиев, Р. В. К вопросу об актуальности изучения проблемы агрессивного поведения у детей и подростков / Р. В. Бисалиев, Т. Н. Зубкова, В. С. Кальней, А. А. Миронова // Фундаментальные исследования. – 2007. – №1. – С. 76–77.
8. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 480 с. - ISBN 5-89144-177-2.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. - ISBN:978-5-358-04284-1.
10. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 93 с. - ISBN:5-89502-041-0.
11. Воробьева, К. А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей / К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета.
.Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие дети имеют весьма невысокий статус в группе сверстников - их не замечают, не принимают всерьез либо избегают.
2) не социализированное – дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.