Современные образовательные технологии
Введение
В связи со сменой целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, который ориентирован на компетентный подход к обучению, современная методика обучения сталкивается с трудностями: сокращение количества часов в базисном учебном плане на изучение отдельных предметов. Все эти трудности призывают к новым педагогическим исследованиям в области методики преподавания предметов, к поиску инновационных средств, форм, приемов и методов обучения и воспитания, которые связаны с разработкой, апробацией и внедрением в образовательный процесс современных образовательных технологий. Данная курсовая работа посвящена теме «Современные образовательные технологии».Актуальность данной темы в том, что в настоящее время проблемы, связанные с проводимой в России реформой образования, требуют от современной педагогической науки актуализации знаний и технологий как инструментария повышения качества учебного процесса в современном учебном заведении.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы педагогической технологии. ……………………………………………………………………………………. 5
1.1. Понятие об образовательной технологии………………………………… 5
1.2. Ретроспективный обзор научной литературы по проблеме педагогической технологии………………………………………………………………………. 6
1.3. Образовательные технологии на современном этапе развития педагогической науки………………………………………………………….... 9
1.4. Элементы педагогической технологии……………………………………. 11
Выводы по главе 1……………………………………………………………… 12
Глава 2. Современные образовательные технологии в процессе обучения…………………………………………………………………….……. 13
2.1. Классификация образовательных технологий…………………………….. 13
2.1.1. Технология проблемного обучения……………………………………… 16
2.1.2. Разноуровневое обучение………………………………………………… 17
2.1.3. Проектные методы обучения……………………………………………. 19
2.1.4. Исследовательский метод обучения……………………………………. 20
2.1.5. Информационно-коммуникационные технологии……………………... 22
2.1.6. Здоровьесберегающие технологии………………………………………. 22
2.2. Современные авторские педагогические технологии……………………. 23
Выводы по главе 2……………………………………………………………… 30
Заключение……………………………………………………………………… 32
Список используемой литературы…………………………………………… 34
Приложение……………………………………………………………………… 36
Список используемой литературы:
1. Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.- 130 с.
2.Белкин А.С. Витагенное обучение с голографическим методом проекций / А.С. Белкин // Школьные технологии. - 1998. - № 3. – 120 с.
3. Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.- 160 с. 4. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) - М., 1974. – 156 с.
5. Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно- ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель.- 2010.-№5.- 178 с.
6. Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.- 230 с.
7. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. – С-Пб.: КАРО, 2006. – 234 с.
8. Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-145 с.
9. Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.- 267 с. 10. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига, 1999. – 189 с.
11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.,1955. – 243 с.
13. Кукушкин В.С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей . — Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — 336 с.
14. Леви В.Л. Искусство быть собой - М., 1977. – 145 с.
15. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993. – 256 с.
16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 1986. – 256 с.
17. Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-130 с.
Технология проблемного обучения базируется на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.Целью такой технологии выступает приобретение ЗУН, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей.Проблемное обучение вызывает проблемную мотивацию, требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.Проблемные методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.В теории проблемного обучения выделяют два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса.Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, которые подчеркивают новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создают проблемной ситуации для детей.Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.