Изучение влияния на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов
ВВЕДЕНИЕ
С каждым днём возрастает влияние массмедиа на различные сферы жизни людей. В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большим потоком информации. С раннего детства человек вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу дошкольники знакомы с такими видами медиа, как: аудиальные, визуальные, аудиовизуальные и печатные. Младшие школьники предпочитают аудиовизуальный вид медиа. Потому самым распространенным занятием детей в течение дня является просмотр мультфильмов и художественных фильмов.
В социальном контексте содержание мультфильмов может прививать детям определенные в обществе моральные нормы, нравственные ценности и правила поведения. Но мультипликационные фильмы в настоящее время практически не несут в себе развивающую, образовательную или воспитательную функцию, популярными становятся мультфильмы развлекательного характера, в которых содержатся сцены насилия, и жестокости. А дети в силу ещё недостаточной сформированности у
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ 6
1.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.2. МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ, И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ 10
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. АНКЕТИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.2. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
Приложение 1 32
Приложение 2 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Издательство ИПП, 1995. – 352 с.
2. Кулагина И. Ю, Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 291 с.
3. Самсыгин, С. И. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / С. И. Самсыгин, Л. Д. Столяренко, В. А. Буряк и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 316 с.
4. Склярова Т. В. Возрастная психология и педагогика: учеб. пособ. для студ. педагогических вузов и духовных семинарий / Т. В. Склярова, О. Л. Янушкявичене. – М.: издательский дом «Покров», 2004. – 55 с.
5. Смирнова Е. О, Исследование возрастной адресации мультфильмов / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Культурно-историческая психология. – 2014. – Т. 10. – № 4. – 36 с.
6. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
7. Ребенок в образовательном пространстве мегаполиса: материалы всероссий
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы. Постепенно формируется метапознание – сложные интеллектуальные процессы, позволяющие детям осуществлять текущий контроль над своим мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями. [3, с. 184]
Другим важным новообразованием этого возраста является умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности.
Важными психологическими механизмами, влияющими на поведение младших школьников, являются подражание, внушение и заражение. Рассмотрим эти механизмы на примере массмедиа.
Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. [9] Фильмы способствуют погружению детей в особое эмоциональное состояние, в