Развитие средств коммуникации у дошкольников с РАС
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С каждым годом во всем мире растет число детей с расстройствами аутистического спектра. По данным Министерства здравоохранения РФ, в 2018 году в России было зарегистрировано 31,4 тыс. человек с аутизмом. По подсчетам ВОЗ, РАС встречается у одного ребенка из 160. Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику – расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребенка. Сочетание высокой частоты встречаемости с разнообразием клинической картины, значительным процентом тяжелых и осложненных форм, сложностью коррекционной работы делают расстройство аутистического спектра не только сугубо медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Расстройство аутистического спектра (РАС) — это отклонение в психическом развитии личности, главным проявлением которого являются нарушение процесса общения с внешним миром и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими людьми.
Нарушения в развитии к
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА. 10
1.1. Понятие коммуникации, ее виды, структура. 10
1.2. Основные онтогенетические этапы развития коммуникации 22
1.3. Средства коммуникации и их использование в развитии детей с ОВЗ 33
1.4. Особенности коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра 40
Выводы по главе 1 44
2.1. Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента. Методика исследования у дошкольников с РАС вербальной и невербальной коммуникации. 46
2.2. Выявление уровня сформированности у дошкольников с РАС вербальной и невербальной коммуникации. (констатирующий этап) 62
2.3. Описание развития альтернативных и дополнительных средств коммуникации 79
2.4 Оценка эффективности использования альтернативных и дополнительных средств коммуникации в контексте коммуникативных навыков 92
Заключение 101
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азова, О.И. К вопросу об аутизме / О.И. Азова // Актуальные проблемы специальной психологии и коррекционной педагогики: 50 сборник. - М.: Московский психолого-социальный университет, 2019. - 104 с.
2. Алексеева, Е.И. Формирование навыков общения с использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е.И. Алексеева, С.В. Андреева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2021. – № 3. – С. 33–37.
3. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Д. Алвин, Э.Уорик / пер. с англ. Ю.В. Князышной. - М.: Теревинф, 2020. - 205 с.
4. Баенская, Е.Р. Аутичный ребенок. Пути помощи. [Текст] / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Никольская О.С. – Изд. 8-е – М.: Теревинф, 2019. – 288 с.
5. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход – Екатеринбург, Рама Паблишинг, 2019. – 320 с.
6. Басилова, Т.А. Психология детей со сложными нарушениями развития / Т.А. Басилова // Основы специальной психологии / под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2020. - 420 с.
7. Бациев, В. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот» / В. Бациев, Р. Дименштейн, П. Кантор, И. Ларикова. - М.: Теревинф, 2019. - 640 с.
8. Башина В.М. Ранний детский аутизм / Альманах «Исцеление». М., 2020. – 410 с.
9. Бедельбаева Х.Т. Влияние общения на избирательное отношение детей к «социальным» и «несоциальным» зрительным сигналам / Новые исследования в психологии. - 2020. - №2. – С.12-18.
10. Бессмертная, Ю. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с расстройствами аутистического спектра в процессе коррекционной работы [текст] / Ю. В. Бессмертная, О. В. Алмазова // Вестник ЧГПУ – Челябинск. - 2018. - №11. - С. 7 – 21.
11. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения / Основы социально-психологической теории. М., 2020. – 280 с.
12. Бонди Э., Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS – Те
Другим примером могут быть трудности с ответами на вопросы, которые нередко возникают у людей с РАС (многие дети с большей вероятностью повторят вопрос, нежели ответят на него).
У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности с использованием местоимений и предлогов. Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками.
Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов. Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ем