Психолого-педагогические особенности развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития
ВВЕДЕНИЕ
Развитие речевых навыков - одна из основных задач развития ребенка и одна из самых сложных. На сегодняшний день количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Необходимо быстро обнаружить данные проблемы в речи и как можно скорее провести качественную коррекционную работу.
По мнению М. М. Алексеевой [2], формирование связной речи – достаточно долгий и сложный путь, который тесно связан с развитием мышления ребенка и другими познавательными процессами – восприятием, памятью, вниманием. Процесс формирования речевых навыков индивидуален и зависит от физиологических факторов, контакта с близкими, социальной среды.
В научной литературе описывают следующие группы речевых нарушений в раннем детском возрасте: задержка речевого развития, нарушения речевого развития, недоразвитие речи, которые идентичны по своим проявлениям [19]. В связи с небольшой вариабельностью диагностики этих нарушений в работе используется общая практическая диагностика - ЗРР, которая шир
Содержание
Введение
ГЛАВА I. Особенности развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
1.1Психолого - педагогическая характеристика детей раннего возраста
1.2 Признаки развития речи детей с задержкой речевого развития
1.3 Проблема развития речи детей раннего возраста с задержкой речевого развития
ГЛАВА II. Исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития
2.1 Организация и методы исследования
2.2Диагностика уровня развития речи детей раннего возраста с ЗРР
2.3 Роль своевременной психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с ЗРР
Заключение
Список использованных источников литературы
Список использованных источников литературы
1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 141 с.
2. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - Москва: Центр «Академия», 2013. – 157 с.
3. Баженова, Е. А. Комплекс занятий по логопедическому сопровождению детей раннего возраста с задержкой речевого развития / Е. А. Баженова Логопедия: научно-методический журнал / Издательство "Коррекционная педагогика" Москва: 2015 № 2С. 78-96
4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия - Москва: Академия, 2017. - 368 с.
5. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер СПб, 2016. - 320 с.
6. Горохова И. А. Развитие речи: Динамика формирования речи в онтогенезе /И. А. Горохова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mosmama.ru. (Дата обращения 15.10.2022)
7. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? /О. Е. Грибова. - Москва: Айрис-пресс, 2014. - 48 с.
8. Громова О. Е. Норма и задержка речевого развития у детей / О. Е. Громова. – Москва: Дефектология. 2011. - 66-69 с.
9. Дети со сложными нарушениями развития: Психофизиологические исследования / Л. П. Григорьева, В. А. Толстова, Л. А. Рожкова и др.; под ред. Л. П. Григорьевой. - Москва: Экзамен, 2006. - 369 с.
10. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога – дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов н /Д: Феникс, 2015. - 576 с.
11. Забаровская Ю. И. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ / Ю. И. Забаровская. – СПб.: ООО «Издательство Детство Пресс», 2012. – 192 с
12. Задержка речи у ребенка [Электронный ресурс] //http://www.gnomik.ru/articles/art-zaderzhka-rechi-u-rebenka/ (Дата обращения 20.10.2022)
13. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.Н. Корнев. - СПб.: Речь, 2012. - 380 с.
14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - Москва: Смысл, 2006. - 287 с
15. Лисина М. И. Общение, личность и психики ребенка / М. И. Лисина. – Москва: МПСИ, 2001. – 384 с.
16. Литвинова М. Ф. Играют непоседы: игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет: методическое пособие / М.Ф. Литвинова. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 224 с.
17. Ульенкова У. В. Организация и содержание специальной психологической. помощи детям
ГЛАВА II Исследование состояния речи детей с задержкой речевого развития
2.1 Организация и методы исследования
Целью данного исследования является изучение психолого-педагогических особенностей развития детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Соответственно, было проведено исследование, состоящее из трех этапов. Первый этап заключался в выявлении особенностей развития детей раннего возраста с ЗРР
Второй этап - установление особенностей психического развития детей раннего возраста с ЗРР: познавательной деятельности, развития личности, особенностей поведения. Подбор методики обучения и воспитания детей раннего возраста с ЗРР.
На третьем этапе были сделаны выводы о психолого-педа