Совершенствование системы управления психологическим климатом в коллективе организации ООО Авиакомпания "Авиастар-ТУ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Важным показателем состояния любой организации является её психологический климат, так как именно он выступает внешним проявлением различных групповых феноменов в виде поведенческих и речевых актов. Другими словами, социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия.
Термин «климат» пришел в общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Это понятие, перенесенное в психологию, позволило осмыслить практическое значение целого ряда групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в группе.
На сегодняшний день существует более сотни определений социально психологического климата.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 4
Глава 1. Теоретические основы системы управления психологическим климатом в коллективе организации ………………………………………... 7
1.1 Социально-психологический климат: сущность и характеристика …... 7
1.2 Показатели социально-психологического климата в коллективе ……… 20
1.3 Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе …………………………………………………………………... 26
Глава 2. Анализ деятельности по управлению психологическим климатом в коллективе ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ……………………… 31
2.1 Общая характеристика предприятия …………………………………….. 31
2.2 Анализ действующей системы управления персоналом в ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ……………………………………………………. 38
2.3 Оценка управления психологическим климатом в коллективе
ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ……………………………………... 49
ГЛАВА 3. Совершенствование системы управления психологическим климатом в ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» …………………………. 56
3.1 Рекомендации по улучшению психологического климата
в ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ……………………………………... 56
3.2 Мероприятия по совершенствованию управления психологическим климатом в ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» …………………………. 58
3.3 Оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления психологическим климатом в ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ………………………………………………………………... 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………. 68
Приложение 1 Отчет о финансовых результатах ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ………………………………………………………………... 71
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ООО «Авиакомпания «Авиастар-ТУ» ………………………………………………………………...................... 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авиакомпания «Авиастар-ТУ». Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://aviastartu.ru/about (дата обращения: 19.11.2022).
2. Адашев, А.У. Мотивация персонала как функция менеджмента / А.У. Адашев, Х.О. Арслонов // Мировая наука. – 2019. – № 1 (22). – С. 34-37.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е.В. Андриенко : учебное пособие. – Москва : Academia, 2018. – 320 c.
4. Аргашокова, О.И. Проблемы управления мотивацией персонала / О.И. Аргашокова // Социально-гуманитарные технологии. – 2020. – № 4 (16). – С. 23-31.
5. Базаров, Т.Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум для вузов / Т.Ю. Базаров. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 381 с.
6. Банишева, Л.И. Анализ благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в коллективе организации / Л.И. Банишева // Экономика и бизнес : теория и практика. – 2022. – № 10-1 (92). – С. 25-28.
7. Бобинкин С.А., Акатова Н.С. Социально-психологические особенности формирования климата в трудовом коллективе / С.А. Бобинкин, Н.С. Акатова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 8. – С. 409-412.
8. Горленко О.А., Ерохин Д.В., Можаева Т.П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 250 с.
9. Егоршин А.П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебное пособие / А.П. Егоршин. – 3-e изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 378 с.
10. Ефимова, Н.С. Социальная психология : учебное пособие / Н.С. Ефимова. – Москва : Форум, 2017. – 496 c.
11. Журавлев, А.Л. Социальная психология : учебное пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – Москва : Форум, 2019. – 184 c.
12. Ильеченко С.В., Дозорова И.О. К вопросу о создании благоприятного социально-психологического климата организации / С.В. Ильеченко, И.О. Дозорова // Вестник экспериментального образования. – 2019. – № 4. – С. 10-18.
1. В организации преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии людей друг к другу, присутствует соперничество; сотрудники проявляют отрицательное отношение к более близкому общению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, люди позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В организации отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, она заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.