Коррекционная работа по преодолению недостаточной сформированности фонематического слуха у старших дошкольников с речевой слуховой агнозией
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших периодов развития речи ребенка является дошкольный возраст. Эффективность данного периода зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система – одна из главных анализаторных систем. Благодаря развитому слуховому восприятию формируются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов.
Развитое слуховое восприятие играет огромную роль в возникновении и функционировании устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи во многом зависит от нормального функционирования слухового анализатора при сохранности других анализаторных систем. В дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря чему ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, ритмические и фонематические признаки звуков.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический аспект изучения проблемы нарушения фонематического слуха у дошкольников с речевой слуховой агнозией 6
1.1. Формирование фонематических процессов в дошкольном возрасте 6
1.2. Проявления речевой слуховой агнозии у дошкольников 12
1.3. Особенности фонематических процессов у старших дошкольников с речевой слуховой агнозией 18
1.4. Специфика преодоления недостаточности фонематического слуха у дошкольников с речевой слуховой агнозией 23
Выводы по I главе 27
Глава II. Экспериментальное исследование состояния фонематического слуха у старших дошкольников с речевой слуховой агнозией 29
2.1. Организация и методика исследования фонематического слуха у старших дошкольников с речевой слуховой агнозией 29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Выводы по II главе 44
Глава III. Коррекция недостаточной сформированности фонематического слуха у дошкольников с речевой слуховой агнозией 46
3.1. Стратегия и содержание комплексного воздействия на состояние фонематического слуха у старших дошкольников с речевой слуховой агнозией 46
3.2. Организация обучающего эксперимента 49
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 68
Выводы по III главе 78
Заключение 80
Список литературы 82
Приложения 86
Список литературы
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем/ П.К. Анохин. – М.: Владос, 2012 – 450с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В.И. Бельтюков. - М.: Педагогика, 2015. - 176с.
3. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: В.Секачев, 2019. – 276 с.
4. Визель Т.Г. Значение процессов полушарного взаимодействия в патогенезе нарушений речи. М.: Асимметрия, 2010. – 9-22с.
5. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. М.: В.Секачев, 2016. – 140 с.
6. Визель Т.Г. Нейропсихологическое блиц-обследование. М.: В.Секачев, 2017. – 24 с.
7. Визель Т.Г. Прикладная нейролингвистика. М.: Московский институт психоанализа, Когито-Центр, 2020-. – 326 с.
8. Винарская Е.Н. О логопедии /Е.Н. Винарская. - М.: Едиториал УРСС, 2020. - 144.
9. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Владос, 2019. – 703с.
10. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – СПБ.: Лань, 2013. – 654с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н. Гвоздев. - М.: Детсво-Пресс, 2014. - 472.
12. Глозман Ж.М., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста. В 3-х частях. М.: Айрис-Пресс, 2020.
13. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников/ Н.И. Дьякова. – М.: Сфера, 2016. – 64с.
14. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников/ Л.Н. Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2021. – 176с.
15. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста/ Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2013. – 227с.
16. Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду/ Л.Е. Журова. - М.: Педагогика, 2014. - 22 с.
17. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей/ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: КнигоМир, 2012. – 320с.
Теория и практика логопедической работы показывает, что одним из условий полноценного развития речи являются своевременно сформированные фонематические процессы, благодаря им ребёнок способен дифференцировать речевые и неречевые звуки, различать слова, разные по значению, но схожие по звучанию, анализировать и синтезировать звуки речи, а также понимать смысл обращённой речи.
Исследованием фонематических процессов занимались такие отечественные ученые, как Л.С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие. [10, 11, 25, 53, 54]
Фонематическая система объединяет в себе фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез и фонематические представления.
Впервые понятие «фонема» было введено известным советским учёным Л.С. Выготским. По его мнению, фонема является звуком, имеющим определённое значение. Ученый обратил особое внимание на восприятие фонем, сделав акцент на том, что оно происходит только на фоне звучащей человеческой речи. [10]