Обучение старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыку чтения
Введение
В течение долгого времени ученые отмечают, что чтение,являясь одним из ведущим методов восприятия информации, стимулирует психическое становление, лежащее в основе общеобразовательной подготовке, воздействующим на развитие личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.).
Важность чтения обуславливает проблему раннего выявления и коррекции нарушения чтения у старших дошкольников, которая проявляется на данном этапе в качестве готовности ребенка дошкольного возраста к обучению чтения. Ребенок к концу старшего дошкольного возраста достигает уровня развития, на котором он уже может обучаться письменными формами речи, а именно чтению и письму. Это обуславливает то, что весь старший дошкольный период – этап подготовки детей к обучению (Л.Е. Журова, Т.Б. Филичева, Д.Б. Эльконин и др.).
Ряд известных ученых-логопедов отмечают, что готовность к обучению чтению и дальнейшие проблемы чтения взаимосвязаны. В свою очередь у группы дошкольников с общим недо
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы обучения старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыку чтения 7
1.1. Нейрофизиологические аспекты овладения навыком чтения 7
1.2. Этапы овладения навыком чтения 10
1.3. Специфика нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи 15
1.4. Основные направления логопедической работы по обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 21
Выводы по 1 главе 27
Глава 2. Организация экспериментальной деятельности и изучение у детей старшего дошкольного возраста навыка чтения 29
2.1. Организация педагогического эксперимента 29
2.2. Выявление уровня готовности к обучению чтению у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе констатирующей части исследования 33
Выводы по 2 главе 40
Глава 3. Содержание и результаты экспериментальной деятельности по развитию у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовности к обучению чтению 41
3.1. Система логопедической работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи готовности к обучению чтению 41
3.2. Результаты экспериментальной деятельности 47
Выводы по 3 главе 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 58
Приложение 64
Список использованной литературы
1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР,1955. – вып. 70.- С. 104 – 151.
2. Бабаева, Е.А. Готовность к обучению в школе детей-билингов с речевой патологией. - М.,1992
3. Бабаева, Е.А. У школьного порога. - М., 1993
4. Баранова, Е.Б. Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода) / Б. Е. Баранова // Логопед в детском саду. 2004. - № 1. – С. 13-26.
5. Безруких, М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе [Текст] / М.М.Безруких. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.
6. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе/ Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М., 1994.
7. Воронова, А.П. Нарушение зрительного гнозиса у дошкольников с речевой патологией // Дефектология. - 1993. - №1.
8. Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.
9. Гаркуши, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. - М., 2008.
10. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003, № 4.
11. Дубровина, Т.И. Раннее выявление предпосылок к нарушению чтения у младших школьников / Т.И. Дубровина, А.П. Бондаренко. Школьный логопед. - 2006. -№1.
12. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.
13. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II / Под. ред. Л. С. Волковой. - М.,1997.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998
Проблемы в развитии фонетики, лексики и грамматики у детей с ОНР проявляются более отчетливо, чем у детей с нормативным развитием, создавая серьезные проблемы в овладении письмом и чтением, а также учебным материалом в целом [2].Устная речь ребенка с общим недоразвитием речи еще находится в процессе становления в то время, как ребенок уже должен обучаться чтению. Для преодоления этого противоречия необходимо вернутся к предпосылкам развития навыков чтения и рассмотреть их с точки зрения специфики речевой патологии.
В современной системе образования принято проводить к