Формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи iii уровня с использованием игровой деятельности
Введение
Предлагаемая выпускная квалификационная работа посвящена состоянию формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игровой деятельности.
Актуальность исследования. Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.
Общение возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом (АВ.Запорожец, М.ИЛисина). Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами. В нем на основе понимания воспринимаемой речи и речевой практики формируется речь. Диалогическая форма общения способствует активизации познавательно-мыслительных процессов (АВ.Брушлинский, Г.М.Кучинский, А.М.Матюшкин и др.).
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические обоснование формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.1. Понятие «Диалогическая речь» и ее развитие в онтогенезе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
1.3. Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
1.4. Игровая деятельность как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Выводы по 1 главе
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
Выводы по 2 главе
Глава 3. Формирование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием игровой деятельности
3.1. Коррекционно-диалогическая работа по формированию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием игровой деятельности
3.2. Контрольной эксперимент и анализ его результатов
Выводы по 3 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
1. алексеева, м.м., яшина, б.и. методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип [текст]. – м.: академия, 2000. – 400 с.
2. анисимова, л.н. развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с онр [текст] / л.н. анисимова // логопед. – 2009. – № 7. – с. 72- 78.
3. арсеньева, м.в. коррекция нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами детской художественной литературы: дисс... кан. пед. наук [текст]. – спб., 2014. – 322 с.
4. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: метод. Пособие / А. Г. Арушанова. – Москва: Мозаика-Чинтез, 2008. – 128 с.
5. баринова, е.а. лингвистические основы методики развития связной речи / е.а.баринова. // развитие речи учащихся: уч. зап. лгпи им. а.и. герцена. – л., 1971.
6. баряева л. б., логинова е. т., лопатина л. в. я — говорю! я — ребенок. упражнение с пиктограммами. — м.: дрофа, 2007.
7. богомолова, а. и. логопедическое пособие для занятий с детьми / а. и.богомолова. – м.; спб., 1996. – 208 c.
8. богуславская, з.м. развивающие игры для детей дошкольного возраста / з.м.богуславская, е.о.смирнова. – м.: просвещение, 2004. – 213 с.
9. борозинец н.м. логопедия. фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, алалия [электронный ресурс]: учебное пособие/ борозинец н.м., шеховцова т.с., колокольникова м.в.— электрон. текстовые данные. — ставрополь: северо-кавказский федеральный университет, 2016.— 203 c.— issn:2227-8397. - режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/69396.html.— эбс «iprbooks»
10. бородич, а.м. методика развития речи детей дошкольного возраста / а.м.бородич. – м.: просвещение, 2004. – 255 с.
11. викжанович с. н. формирование у дошкольников с онр предикативной лексики с использованием пиктограмм // с.н. викжанович. – м.: национальный книжный центр, 2016.
12. волосовец, т.в. основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / т.в.волосовец. – м.: «академия», 2000.
13. воробьева, в.к. методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / в.к. воробьева. – м.: act: астрель, 2006. – 158 с.
14. выготский, л.с. мышление и речь / л.с.выготский. изд. 5, испр. — м.: лабиринт, 1999. – 352 с.
15. гербова, в.в. работа с сюжетными картинами // дошкольное воспитание – 2005. – n 1. – c. 18-23.
Некоторые из этих ошибок, совершённые дошкольниками, можно отнести к орфоэпическим, например: ?воробей летает и чирикает?, собака ?леет?. Часто дети говорили, что корова не ?мычит?, а ?мукает?, вместо того, чтобы сказать, что кошка ?мяукает?, дети говорили глагол ?говорит?.
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что высокий уровень не выявлен ни у одного обучающегося. Большая часть детей показала результаты на уровне ниже среднего. У двух дошкольников наблюдается низкий уровень.
Подбор синонимов и антонимов к заданным словам.
Когда детям ставилась задача подобрать антоним к заданному слову, дети чаще называли синоним данного слова. Например, Илья к слову большой подобрал слово – огромный. К слову ?светлый? все дошкольники подобрали ?антоним – цвет? (жёлтый, синий, зелёный, голубой). Весьма часто в этом блоке заданий дети называли слова с частицей не.