Формирование умения диалогической речи у дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Речь – часть жизни и общения человечества. Она нужна для обсуждения всевозможных планов и их реализации. Речь - основное условием познавательной деятельности человека. Благодаря речи (языку) человек приобретает, усваивает знания и передает их. Речь – это воздействие на сознание, выработка мировоззрения, норм поведения, формирования вкусов. Речь используется для того, чтобы повлиять на взгляды и убеждения людей, изменить их отношение к некоторым фактам, явлениям, склонить их к действиям и поступкам. Речь – первое средство удовлетворения личных потребностей человека в общении к определенной группе лиц. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи и общения с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, искать понимания.[1.3] В целом речь имеет основополагающее значение в становлении человеческой личности.
Содержание
Введение……………………………………………………………3
1 Глава Теоретические аспекты формирования у учащихся умения диалогической речи посредством театральных технологий…………. 9
1.1Диалогическая речь как форма связной речи……………………….9
1.2 Особенности умений диалогической речи у детей младшего школьного возраста………………………………………………………16
1.3 Значение театральной деятельности в формировании диалогической речи у учащихся младших классов…………………………………….26
Вывод по 1 главе…………………………………………………………34
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию у учащихся умения диалогической речи посредством театральных технологий………………………………………………………………..37
2.1Развитие диалогической речи у младших школьников…………..37
2.2 Диагностика развития диалогической речи у детей младшего школьного возраста………………………………………………………40
2.3 Сравнительный анализ результатов, исходя из диагностики формирования и развития у учащихся диалогической речи. Коллективные разговоры………………………………………………..47
Вывод по 2 главе…………………………………………………………64
Заключение……………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………………………………69
24) Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение. – 1991. – 93 с.: ил./ Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд.
25). Голоса [Текст]: учебник-хрестоматия для школьников 7-8 лет / сост.: В. А. Левин и др. - Москва : Дрофа, 1995. - 224 с
26). Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., стер. – М.:Академия, 2003. – 464 с. 13. Мазепина Т. Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003 . – 127 с
27). Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : популярное пособие для родителей и педагогов / сост.: Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина. - Ярославль: Академия развития, 1996. – 129 с. 52
28) Сценическое внимание. [Электронный ресурс] http://azps.ru/articles/proc/indexvn.html. 16. Сказки нашего детства [Сборник]: Пособие для родителей и педагогов / Составитель Тарабарина Т. И.; - Ярославль: Академия развития, 1997. - 236с. 17.
29) Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс. СПб.: Питер, 2007. — 208 с. 18.
30) Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1983. – 424 с. 19. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Сфера, 2003. – 128 с. 20.
31) Успенская Л.П.,Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение, 1973. - 143 с. 2
32) Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М.: Владос, 2001. – 100 с.
33) Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. — 360 с.
34) Блонский П. П. Педология : учеб. для высш. пед. учеб. заведений. — Изд. 2-е. — М. : Гос. учеб-пед. изд-во, 1936. — 336 с.
35) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии, №19. – с.37-42.
36) Добринская, Е.И. Свободное время и развитие личности / Е. И. Добринская, Э. В. Соколов. - Л. : Ленингр. орг. о-ва "Знание" РСФСР, 1983. - 32 с.
37) Князева О.П., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2016. – 306 с.
38) Немирович-Данченко В. И. Рождение театра. М.: Правда, 1989. - 575 с.
Ребёнок должен быть захвачен игрой, ему должна быть интересна актерская игра, у него должно быть желание повторить и придумать что-то новое.
Обучение театральному искусству посредством театральных технологий перекликается с разработкой какого - либо сценария, затем подготовкой спектаклей и сценок. Спектакль в школе может быть частью утренника. Дети задействованы, вовлечены в игру.
С дошкольного возраста ребёнок знаком с такими понятиями как: жест, мимика, характер персонажа, настроение актёр, режиссёр. Уже в младших классах, дети умеют выражать чувство героя с помощью этих понятий. Номер может сопровождаться музыкой. Дети поют, танцуют, они способны запоминать длинные тексты. И это только небольшие моменты того, что подвластно театральным технологиям для формирования и развития диалогической речи у детей.
Для ребёнка очень важен спектакль. Он вошёл в новый социум, он выполняет роль ученика и ребёнок в этом возрасте очень чувствителен. Ему очень интересны взаимоотношения персонажей, важны красивые образы. Дети очень активно участвуют в режиссуре, могут импровизировать, обмениваться опытом друг с другом.
Театр стимулирует больше, чем стандартное обучение в классе. Ребёнок учится дисциплине, он чувствует, что ответственен за своего партнёра. Он может импровизировать. Игра помогает в обучении. Учит придумывать, а потом создавать образы.
Ученые, изучавшие игровую деятельность посредством театральных технологий убеждены, что она немаловажна, а то и необходима для формирования и развития познавательной деятельности.