Логопедическая работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с онр в разновозрастной группе
ВведениеАктуальность исследования. С каждым годом наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста, которые имеют нарушения речевого развития. По данным Министерства просвещения Российской Федерации, 87% детей дошкольного возраста имеют нарушения речи. Около 60% школьников приходят в первый класс с нарушениями устной речи, к которым также добавляются проблемы с письмом и чтением. Об этом в октябре 2021 года на пресс-конференции заявила ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, член экспертного совета Ассоциации родителей детей и взрослых с дислексией М. Русецкая. Как пояснила ректор, одной из причин такого положения дел является сокращение числа обязательных обследований для детей [47].
Ситуация настолько катастрофична, что в России к 1 сентября 2022 года будет увеличен прием в ВУЗы по программам бакалавриата и магистратуры для подготовки логопедов и дефектологов.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 16
1.1. Понятие лексико-грамматической стороны речи и закономерности ее развития в онтогенезе 16
1.2. Особенности развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 36
1.3. Разновозрастная группа как среда развития лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 46
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 57
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 59
2.1. Организация и методы исследования лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР 59
2.2. Характеристика лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста в разновозрастной группе по материалам констатирующего эксперимента 79
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 118
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ 119
3.1. Организация и программа экспериментальной работы 119
3.2. Программа логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи дошкольников в разновозрастной группе 120
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 124
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 168
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 170
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Методический комплект О.А. Романович, Е.П. Кольцовой «Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей 4-5 лет, 5-6 лет» 186
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Речевая карта для ребенка дошкольного возраста с ОНР 4-7 лет 216
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Протоколы обследования лексико-грамматической стороны речи 222
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Картинный материал для обследования лексико-грамматической стороны речи у ребёнка 5-6 лет 226
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Диагностическое обследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 254
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Диагностическое обследование лексической стороны речи у всех испытуемых (констатирующий и контрольный эксперимент) 255
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Диагностическое обследование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 259
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Диагностическое обследование грамматической стороны речи у всех испытуемых (констатирующий и контрольный эксперимент) 260
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. Индивидуально-перспективный план работы с ребенком группы компенсирующей направленности 4-6 лет «Ромашка» 265
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Перспективный план работы по формированию лексико-грамматической стороны речи и развитию связной речи (5-6 лет) 267
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Пример использования нейрооборудования по развитию лексико-грамматической стороны речи 280
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. Конспекты занятий по развитию-лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности с ОНР (4-6 лет) 283
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. Диагностическое обследование лексической стороны речи у детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 306
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. Диагностическое обследование грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент) 307
Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: АСТ, Астрель, 2007. 387 с. – Текст : непосредственный.
Архипова, Е. Ф. Профилактика нарушений звукопроизношения у детей : миофункциональный трейнер "INFANT" / Архипова Е. Ф. - Москва : В. Секачев, 2017. - 74 с. : ил., табл.; 21 см.; ISBN 978-5-88923-920-8 : 100 экз. – Текст : непосредственный.
Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов Изд. Стереотип. – М.: Книжный дом «Либриком», 2013. – 576 с. – Текст : непосредственный.
Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. - П., 2008. – 378 с. – Текст : непосредственный.
Бабина, Г. В., Идес, Р. Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес. Москва : МПГУ, 2013г. – 340 с. – Текст : непосредственный.
Багичева, Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий: период дошкольного детства / Н.В. Багичева– Текст : непосредственный // Филологический класс – 2013. – № 4. – С. 8-17.
Богатырева, А. В. Формирование лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи / А. В. Богатырева, М. А. Косткина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 67-69.
Бодуэн де Куртенэ, И. А. Об отношении русского письма к русскому языку / И. А. Бодуэн де Куртенэ. - Изд. 2-е, [репр.]. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2012. - 136, [1] с.; 22 см. - (Лингвистическое наследие XX века).; ISBN 978-5-397-02876-9. – Текст : непосредственный.
Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А. Н. Васильева. – Москва : Дом-Книга, 2018. - 242 c. – Текст : непосредственный.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада № 56 «Искорка» г. Сургута в период с сентября 2021 по май 2022 года, где функционируют 14 групп общеразвивающей направленности и 17 групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 лет до 7 лет. Продолжительность пребывания детей в дошкольном учреждении – 12 часов (с 7.00 до 19.00). Режим работы: пятидневный (с понедельника по пятницу). С сентября 2021 г. данное дошкольное учреждение апробирует экспериментальную модель по созданию разновозрастных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи на основании Приказа ДС56-16-301/0 от 26.10.2020 г. «Об утверждении положения о центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи МБДОУ № 56 «Искорка».