Методика обучения диалогической речи ( на материале романа ф.м. достоевского «бесы»)
Актуальность темы исследования обусловлена тем, на данный момент ученикам, в том числе старшеклассникам, в школе трудно выстраивать собственную коммуникацию. В свою очередь, диалогическая речь на примере романа «Бесы» великого русского писателя Ф.М. Достоевского может помочь в правильном усвоении навыков владения устной связной речи, необходимой для коммуникации.
Объект исследования: роман «Бесы» Ф.М. Достоевского.
Предмет исследования: диалогическая речь в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского.
Цель исследования: анализ диалогической речи в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского.
В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что диалогическая речь способна помочь в развитии и улучшении коммуникативных качеств учеников.
Для достижения цели необходимо было решить задачи:
1) посмотреть и изучить методику обучения диалогической речи в школе;
2) проанализировать виды диалогической речи;
3) изучить методику обучения диалогу на материале романа «Бесы» Ф.М. Достоевского
Содержание
Введение 4
I.ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6
1.2. Общая характеристика 6
1.2. Виды устной речи 8
II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГУ НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «БЕСЫ» 18
2.1 Особенности диалогической речи в художественных произведениях 18
2.2 Виды диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» 28
Заключение 37
Список использованных источников и литературы 40
Конспект урока по литературе 44
Список использованных источников и литературыАндреева Анастасия. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Referat911 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.referat911.ru/Kulturologiya/zhizn-i-tvorchestvo-anny-ahmatovoj/125969-2030308-place1.html (дата обращения: 26.02.22)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 7. Кл. В 2 ч. Ч. 2: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. / авт.-сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2015.- 240 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 8. Кл. В 2 ч. Ч. 1: учеб. Для общеобразоват. Учреждений. / авт.-сост. Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. - Изд. 3-е, испр. - М.: Баласс, 2015.- 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Гаспаров М.Л. Стих Ахматовой: четыре его этапа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/gasparov-stih-ahmatovoj-chetyre-ego-etapa.htm
Гурвич И.А. Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.philology.ru/literature2/gurvich-97
Добин Е.С. Поэзия Анны Ахматовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ahmatova.niv.ru/ahmatova/kritika/dobin-poeziya Иванцова. Л.Е. «Поэма без героя» А.А. Ахматовой. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/poema_bez_geroya_a_a_ahmatovoy/
Инфоурок.Ру. Своеобразие лирической героини в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой и Н.Ахпашевой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/svoeobrazie-liricheskoy-geroini-v-tvorchestve-aahmatovoy-mcvetaevoy-i-nahpashevoy-3395857.html
Карпов И. П. Словарь авторологических терминов (Учебно-методический вариант): Книга для учителей, студентов, преподавателей, аспирантов / Мар. гос. ун-т. – 3-е изд., испр. и доп. – Йошкар-Ола, 2012. – 212 с.
В школе в методике по развитию связной речи обучение диалогу может происходить с помощью разных способов. Это могут быть различные игры, беседы, дискуссии, полемики и т.д. Однако важно учитывать возрастные и индивидуально-типологические особенности, уровень речевого развития каждого ученика. Например, в 5 классе школьникам будет тяжело вступать в сложные дискуссии, где нужно постоянно аргументировать своё мнение, делать соответствующие выводы. Старшие классы, наоборот, могут с большим интересом вести полемику друг с другом.
Следуют подчеркнуть, что обучение развитию диалогической речи может помочь поддерживать стабильно доброжелательную атмосферу среди класса, или же создать её благодаря общей сплоченности и вовлечённости в процесс обучения самих учеников.