Экспериментальное изучение самооценки в подростковом возрасте
Введение
На сегодняшний день изучение самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеет большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются изменения в уровне самооценки и содержании ее компонентов - какие качества лучше всего поняты, как меняется уровень и критерии самооценки с возрастом, какое значение придается внешности и каким умственным и моральным качествам.Подростковый возраст - самый трудный и тяжелый из всего детства, период становления личности. В то же время это самый ответственный период, потому что именно здесь формируются основы морали, формируются социальные установки и отношение к себе, людям и обществу. Кроме того, у людей этого возраста наблюдаются личностные черты и основные формы поведения. Основными направлениями мотивации в этот период жизни, связанными с активным стремлением к саморазвитию, являются самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главное новшество, которое появляется в подростковой психологии по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это повышенный уровень самопознания. Самосознание - это последняя и высшая из всех перестроек, которым подвержена психология подросткового возраста. [6]
Содержание
Введение. 3
Глава 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 5
1.1. Понятие самооценки. 5
1.2. Теоретический подход к проблеме самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 9
1.3. Характеристика подросткового возраста и особенности самооценки у подростков 13
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 21
2.1. Организация эксперимента. 21
2.2. Методика Дембо – Рубинштейна. 21
2.3. Исследование самооценки подростков. 24
Заключение. 27
Список литературы.. 30
Приложение 1…………… ………………………………………………….......
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Фельдштейна. - 2-е изд. - М.: Институт практической психологии, 1997.
3. Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992. - Т.13, №4.- С. 99-101.
4. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993.
5. Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.; 1989.
6. Кле М. Психология подростка. - М., 1999.
7. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. - Л.,2002.
8 .Липкина А.И. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., «Просвещение», 1968.
9. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. докт. дис. - М., 1968.
10. Малкина-Пых И.Г. Возрастная кризисы: Справочник практического психолога.-М.: Изд-во Эксмо,2004.
11. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика.
12. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001.
13. «Психология юношеского возраста», И.С. Кон, Москва, 1975.
14. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., Мир, 1994.
15. Рогов Е. И. Психология человека - М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС ,1999.
16. Седов Л.С. Психология юношеского возраста. М., 1991.
17. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.
18. Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
19. Шмидт Р. Подростковый юношеский возраст. М., 1994.
20. Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.
21. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
В подростковом возрасте возникает ряд важных личных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением независимости.Кризис идентичности. Говоря о первом кризисе, мы можем кратко сказать, что в этот период происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и миру. Внешне это выражается в активном интересе к себе: подростки постоянно ищут что-то друг для друга и для самих себя; общение по вопросам, связанным с морально-этическими проблемами, межличностными отношениями; есть интерес к изучению себя, уровня развития своих способностей путем прохождения тестов, участия в Олимпиадах.Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.Быстрое развитие сознания и самосознания порождает интерес к себе, поэтому в этом возрасте ребенок склонен отказываться от себя, быть самокритичным и чувствительным к внешней критике. Таким образом, любая оценка значимых взрослых может привести к бурной и непредсказуемой реакции.Формирование нового уровня самосознания, Я-концепции, самоуважения выражается также в желании понять себя, свои способности и качества, сходства с другими людьми и их различия - уникальность и непохожесть. Самопознание через различия часто происходит через конфронтацию со взрослым миром. Отсюда негативизм по отношению к нормам и ценностям взрослых, их девальвация. «Я не такой, как ты! Я никогда не буду такой!» - это вполне типичные фразы подросткового возраста.