Особенности языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией

Скачать дипломную работу на тему: Особенности языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией. В которой определены особенности языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией. Изучены содержания логопедической работы по развитию навыков языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
28.11.2024
Объем файла
105 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Развитие навыков языкового анализа и синтеза считается одной из важнейших предпосылок овладения грамотой. Языковой анализ и синтез являются важнейшими мыслительными процессами, которые очень важны для усвоения родного языка. Их неправильное формирование приводит к нарушениям обучаемости, стойкой неуспеваемости.Для детей с недостаточным развитием речи характерны снижение способности к анализу языковых явлений и недостаточная сформированность речевого анализа и синтеза. Такие дети не всегда умеют замечать, вычленять и сознательно использовать звуковые, морфологические и синтаксические элементы языка. Кроме того, слухо-речевая память и сформированность внимания и самоконтроля недостаточны (Л.Ф. Смирнова ). Вербальный опыт ребенка с дисграфией очень ограничен и далеко не полностью удовлетворяет потребность в устном общении и ставит ребенка в условия социальной депривации. Эти особенности мешают полноценной учебной деятельности, снижают успеваемость и в целом затрудняют общение и адаптацию в социальной среде.С каждым годом наблюдается большое количество детей, имеющих нарушение письма. Дисграфия диагностируется начиная со 2 класса и частично является специфическим нарушением письма.

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА   6
1.1. Понятие «языковой анализ и синтез» в современной литературе. 6
1.2. Формирование языкового анализа и синтеза в онтогенезе. 9
Выводы по первой главе. 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ.. 13
2.1.Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с дисграфией…    13
2.2. Особенности формирования языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией  19
2.3. Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией. 20
Выводы по второй главе. 26
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСГРАФИЕЙ.. 28
3.1. Методы  изучение особенностей языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией. 28
3.2. Состояние языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с дисграфией  30
Выводы по третьей главе. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 41
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению 1 кл.: методическое пособие [Текст] / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига, 2018. – 208 с.
Азова, О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников / О.И. Азова. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Ось–89, 2016. – 229 с.
Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи [Электронный ресурс] / Т.А. Аристова. – СПб.: КАРО, 2013. – 208 с. – (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26758 (дата обращения 22.07.2022)
Ахутина, Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова. – М., 2018. – 128 с.
Волкова Л.С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др.; под ред. профессоров, засл. деятеля науки РФ Волковой Л. С. и Шаховской С. Н. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 677 с.
Гайдина, Л.И. Логопедические упражнения: Исправление нарушений письменной речи. 1–4 классы / Л.И. Гайдина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2017. – 112 с.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М., 2007. – 472 с.
Глозман, Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам [Электронный ресурс] / Глозман Ж.М. – Саратов: Вузовское образование, 2019. — 288 c. — (ЭБС «IPRbooks»). – Режим доступа http://www.iprbookshop.ru/11251(датаобращения 21.07.2022.
Дмитриев, С.Д. Занимательная коррекция письменной речи: учебно–практ. пособие / С.Д. Дмитриев. – М.: Книголюб, 2016. – 127 с.
Елецкая, О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. – СПб.: Речь, 2014. – 176 с.
Елецкая О.В. Организация логопедической работы в школе / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: Сфера, 2017. – 123 с.

Развивая все компоненты речевой функциональной системы, совершенствуя у детей навыки выполнения произвольных заданий с элементами детской речи с учетом материала школьной программы по русскому языку, педагог решает одновременно несколько задач. Для этих задач А.В. Ястребова считает: развитие языковой и мыслительной деятельности и самостоятельности, формирование полноценных учебных навыков и рациональных способов организации воспитательной работы, формирование коммуникативных навыков, профилактика или устранение дисграфии и дисграфии, профилактика функциональной неграмотности и др. [36] .Можно выделить второй подход - в коррекции дисграфии у школьников. И.Н. Садовникова предлагает свою методику диагностики нарушений письма. Этот подход основан на результатах осмотра детей с дисграфией логопедом, который умеет выявлять дефектные связи в функциональной системе письма, изучает специфические виды и особенности письменных ошибок и на их основе принимает решения [29].Такой коррекционный подход не дает возможности связать выявленные нарушения с тем или иным видом дисграфии, а также не предполагает строгого соблюдения какого-либо определенного алгоритма в ходе логопедической работы. Поэтому среди основных направлений И. Н. Садовникова выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственно-временных представлений; развитие фонематического распознавания и звукового анализа слов; количественное и качественное усиление словаря; улучшенный анализ слогов и основ, а также синтез слов; овладение сочетаемостью слов и осознанным построением предложений; обогащение разговорной речи, познакомив учащихся с такими явлениями, как полисинонимы, синонимы, антонимы и синтаксические омофоны. [29].Публикации Л.С. Цветковой [35], Т.В. Ахутиной [5], О.М. Коваленко [17] дополняют представления логопедов о дисграфии и способах ее преодоления. В них дается анализ этиологических и нейропсихологических механизмов возникновения затруднений письма, описание и диагностика клинических симптомов, сопровождающих нарушения письма, рекомендации по организации профилактики и коррекции.