Познавательное развитие детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования
Введение
Актуальность темы. Ранний возраст – это особый период. В это время формируются все органы и системы. Многие учёные считают, что половину пути умственного развития ребёнок проходит в первые три месяца. Выдающиеся педагоги и психологи Н.М. Аскарина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин определяют период раннего развития как важнейший стартовый этап в жизни человека. Ещё Л.С. Выготский писал о том, что ранний возраст сензитивен во всём, называл его «золотой порой сенсорного развития» [5, с. 64].Потребностей в раннем возрасте довольно много - от органических, удовлетворение которых связано с поддержанием жизни, до социальных, в основе которых лежит способность ребенка ориентироваться в окружающей действительности, общаться со взрослыми и сверстниками.Проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер. Особую значимость представляет исследование в области познавательной сферы в работах Л.С. Выготского.В раннем возрасте особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира восприятия, образного мышления, воображения. В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы развития познавательных процессов у детей раннего возраста………………………………….…………………………6
1.1 Характеристика познавательной сферы дошкольника………………………..6
1.2 Восприятие, память и мышление ребёнка раннего возраста…………………9
Глава 2. Организация и методы исследования познавательной деятельности детей раннего дошкольного возраста……………….…………13
2.1 Организация и методики эмпирического исследования…...………...………13
2.2 Результаты эмпирического исследования……………………….……………18
Заключение ……………………………………………………..…………………22
Список использованных источников……...……………………...……………24
Приложения
Список использованных источников
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. - 672 с.
Башкирова Е.В., Куликова Н.И., Климина Л.В. Комплесная программа психолого – педагогического провождения детей раннего возраста. Планирование конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения, диагностика. – Волгоград: Учитель, 2018. – 69 с.
Битянова М.Т. Барчук О.А. Диагностика дошкольной зрелости // Школьный психолог. - 2020. - № 30. – С. 14-15.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология детей от рождения до трёх лет в вопросах и ответах. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 2021. – 480 с.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Диагностика и развитие речи детей 2-4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 56 с.
Дубровина И.В., Андреева А.Д. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. - М. 2020. – 360 с.
Ефимкина Р.П. Детская психология: Методические указания. - Новосибирск, 2020. – 220 с.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 464 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2000. - 456 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. - 688 с.
Николаев Н. Диагностика психического развития ребёнка. Младенческий и ранний возраст: (0-3 года). – Ростов г/Д.: Феникс, 2016. – 64 с.
Нищева Н.В. Организация психологической службы в современном детском саду. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2017. – 192 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. - М., 2021. - 442 с.
Дошкольное детство - период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы - вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника.Ведущей деятельностью в раннем возрасте становится предметная. Поведение и сознание детей определяется восприятием. Память существует в форме узнавания, т.е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребёнка до 3 лет носит непосредственный характер – устанавливаются связи между воспринимаемыми предметами. Малыш может быть внимателен к тому, что находится в поле его восприятия. От внешних ориентировочных действий ребёнок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов.Большое значение в развитии детей имеет формирование представлений о сенсорных эталонах (А.В. Запорожец) – общепринятых образцах внешних свойств и предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлости насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии, свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.