Особенности диагностической работы по развитию речи дошкольников
ВВЕДЕНИЕ
Диагностика — это комплекс методик для точной оценки уровня развития, достигнутого индивидуумом или группой. Диагностика речевого развития дошкольников предполагает подбор инструментария и методик, по которым возможна объективная оценка речевых возможностей детей дошкольного возраста. [5]Речь организует, связывает, перестраивает все высшие психические функции и играет значимую роль в развитии психики ребенка. Она формируется на основе восприятия окружающего предметного и социального мира, что обеспечивает рост словаря, который напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом, субъектом, образом и словом. Вместе с тем, понимание речи связано с развитием предметных образов, которые являются чувственной основой речи.Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее важных тем целого ряда научных дисциплин, которые связанны с проблемами обучения и образования детей: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности, когнитивной психологии и нейропсихологии. Большинство исследований по диагностике речи ранее проводились в дефектологии и логопедии с целью коррекции имеющихся недостатков у соответствующего контингента детей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………….……………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….7
1.1. Понятие и структура диагностики развития речи дошкольников……7
1.2. Характеристика речи детей дошкольного возраста…………...11
1.3. Уровни владения речевыми умениями и навыками…………….14
1.4. Основные формы и причины развития нарушений речи………..17
1.5. Методы диагностики развития речи у дошкольников…21
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………28
2.1. Программа эмпирического исследования…………….28
2.2 Результаты……………………………..…….35
2.3. Обсуждение результатов………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..43
Список литературы………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: учебное пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.- 400 с.
2. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста» — М.: Каисса, 2008 — 95 с.
3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Диагностика развития ребенка (4-5 лет). Практическое руководство по тестированию». — СПб.: Паритет, 2007 г. — 96 с.
4. Гейци, Э.Д. «Диагностика детей дошкольного возраста»: учебное пособие для студентов педагогических вузов по курсу «Психолого-педагогическая диагностика детей» / Э.Д. Гейци. – Н.: Издательство 000 «БОРА – ПРЕСС» 2006 г.
5. Градусова Л.В. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста»: учеб. пособие / под ред. Л.В. Градусовой. - Магнитогорск: МаГУ, 2010 г.-96 с.
6. Гризик, Т.И. «Развитие речи детей 5-6 лет»: метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений– М.: Просвешение, 2015 г., 152 с.
7. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 6-7 лет»: методическое пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждении / - М.: Просвещение, 2007 г. - 224 с.
8. Ёлкина Н.В. «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста»: Учебное пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006 г.
9. Засорина Л.Н. «Речевое развитие детей 2–8 лет» [Электронный ресурс]: методики. Учебно-игровые материалы / Л.Н. Засорина, Н.Н. Беляковская, Н.Ш. Макарова. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: КАРО, 2013 г. — 144 c.
10. Колодяжная Т.П. «Речевое развитие дошкольного возраста» Методическое пособие М.: УЦ Перспектива, 2009 г. - 144 с.
11. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. «Диагностика развития речи дошкольников»: Методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007 г. — 80с.
Причинами отставания в развитии речи могут быть перинатальные поражения ЦНС, поражение органа слуха, нарушения функций артикуляционного аппарата, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов. Сложности в овладевании речи также встречаются у детей с отставанием в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания. Темповая задержка развития речи обусловлена дефицитом стимуляции речевого развития, влиянием неблагоприятных внутрисемейных факторов (недостаточное общение и воспитание). Так как социальное окружение должно стимулировать речевое развитие и преподносить образец речи. Причиной задержки развития речи у ребенка могут быть также аутизм или общее отставание в психическом развитии. В этих случаях показано углубленное обследование детским психиатром.Алалия — системное недоразвитие речи, в основе его лежит недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, который может быть врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. При этом в первую очередь у детей значительными отклонениями характеризуется экспрессивная речь, однако понимание речи может варьировать, но, в целом, оно развито значительно лучше.Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазии — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только после 3—4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности говорить либо понимать обращенную речь.Дизартрии — нарушение звуко-произносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения в ЦНС выделяется несколько вариантов дизартрий: псевдобульбарная, бульбарная, подкорковая, мозжечковая. [24]