Влияние развития памяти на учебную деятельность младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Изучение законов человеческой памяти составляет один из центральных, наиболее существенных вопросов психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как ?сквозной? процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во - первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической памятью. Во - вторых, ?непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное запоминание. Оно связано с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств.
У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Понятие памяти, ее виды 8
1.2 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 14
1.3 Условия развития памяти младших школьников 21
Глава II ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1 Общая характеристика учебной деятельности 31
2.2 Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте 34
2.3 Психолого-педагогические аспекты учебной деятельности младших школьников 37
Глава III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
3.1 Организация и проведение исследования 41
3.2 Краткое описание методик исследования 43
3.3 Анализ и интерпретация полученных данных 46
3.4 Рекомендация - Занятия по развитию памяти младших школьников 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев, А. А. Практикум по возрастной и педагогической психологии /А.А. Алексеев. - М.: Норма, 2012.-256с.
Артемова, Л.В. Окружающий мир в играх детей: Книга для педагога д/с. / Л.В. Артемов. - М.: Просвещение, 2011.-304с.
Аткинсон, Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 2013.-304с.
Блонский, П.П. Память и мышление: Кн. избр. псих. Произв / П.П. Блонский. – М.: Просвещение, 2014.-315с.
Богославский, В. В. Общая психология / В.В. Богославский. – М.: Просвещение, 2012.-364с.
Богоявленская, Д.Н. Интеллектуальная активность как проблема /Д.Н. Богоявленская.– М.: Норма, 2013.-326с.
Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 2013. -№ 4. - С. 33-48.
Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова.?-?М.: Просвещение, 2012.-?300 с.
Выготский, Л.С. Психология: Мир психологии / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2014. – 1008с.
Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка /П.Я. Гальперин. - М.:Норма, 2013. -414с.
Гаспарова, Е.М. Воспитание детей /Е.М. Гаспарова. – М.: Норма, 2012.-425с.
Голубева Индивидуальные особенности памяти человека /Голубева. - М.: Педагогика, 2013.-436с.
Даниел Лапп Улучшение памяти в любом возрасте / Д. Лапп. – М.: Мир 2011.-428с.
Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.:Норма, 2012.-308с.
Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у младших школьников / З.М.Истомина. – М.: Норма, 2012.-268с.
Каменская, Б.И. Память человека / Б.И. Каменская. - М.: Мир, 2013.-318с.
Крутецкий, В.А. Психология /В.А. Крутецкой. – М.:Мир, 2014.-365с.
Купреянов, Л.И. Резервы улучшения учебной деятельности/ Л.И. Купреянова. – М.: Норма, 2013.-387с.
Леонтьев, А.Н. Психология /А.Н. Леонтьев.- М.: Мир, 2014.-304с.
Лисина, М.И. Учебная деятельность младших школьников / М.И. Лисина. - Кишинев: Штиинце, 2014.-306с.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится главной и ведущей среди других видов деятельности. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой учебно-познавательной деятельности она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умения не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами.
К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.