Теория и методика воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных организациях
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Мелкая моторика – комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КВИЛЛИНГА 5
1.1 Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников старшего возраста (5-6 лет) в научно-методической литературе
1.2 Техника квиллинг как средство развития мелкой моторики рук у детей 5-6 лет 11
1.3. Педагогические условия по развитию квиллинга у дошкольников старшего возраста…………………………………………………………………19
Глава 2.ОПЫТНО ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ РОДИТЕЛЯМ И ПЕДАГОГУ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КВИЛЛИНГА 27
2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста 27
2.2. Педагогические рекомендации, направленные на развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 37
. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — URL: https://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения 26.10.22).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — «РГ» — Федеральный выпуск № 6241. — 25 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 23.10.22).
3. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161801/ (дата обращения: 26.10.22).
Литература:
4. Бартковски, Элли. Чудесный квиллинг. Композиции из бумажных лент. Методическое пособие [Текст] / Э. Братковски. — Харьков: Книжный клуб, 2013. — 128 c.
5. Букина, С. А,Букин, М. В. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Методическое пособие [Текст] / С. А. Букина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. — 271 c.
6. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников. // Логопед. – 2005. – №3. – С. 21-24.
7. Быстрицкая, А. Г. Бумажная филигрань. Методическое пособие [Текст] /А. Г. Быстрицкая. — М.: Айрис-пресс, 2011. — 48 c.
8. Васина, Н. А. Бумажная симфония. Методическое пособие [Текст] /Н. А. Васина. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 c.
9. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. Методическое пособие [Текст] / Н. А. Ветлугина. — М., 2012. — 250 с.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М., 1982.
9.(11).Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский — М.: Педагогика, 2011. — 341 с.
10.(12) Дронова, Т. В. Квиллинг как способ развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие [Текст] / Т. В. Дронова. — М., 2016. — 32 с.
11. (13)Дженкинс, Д. У. Узоры и мотивы из бумажных лент. Методическое пособие [Текст] / Д. У. Дженкинс. — М: Контэнт, 2010. — 48 с.
Развитие мелкой моторики — это целенаправленный и организованный процесс, определяющий успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений, овладения родным языком, развития первоначальных навыков письма и готовность к школьному обучению.
Под термином «мелкая моторика» мы понимаем – сумму скоординированных усилий нервной, мускульной и костной систем, ежеминутно совместно со зрительной налаженностью в исполненье незначительных и точных течений пальцами рук.
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности; во-первых, ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом; во-вторых, он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку; в-третьих, ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме; в-четвертых, они с удовольствием работают с тканью и бумагой и уже имеют практические навыки и владеют основными техническими приёмами.