Формирование игровых практик младших дошкольников
Актуальность темы исследования. Важным средством социализации детей дошкольного возраста является игровая деятельность, которая выступает в виде культурной игровой практики. Она согласуется с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования, который «направлен на формирование общей культуры, развитие личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста» [ФГОС ДО].
Федеральный государственный стандарт ориентирует педагога на создание педагогических условий для освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным)». В Стандарте указано, что педагог должен обеспечить «вовлечение всех дошкольников в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий». При этом «основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра» [ФГОС ДО].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.......................................................................................................
1.1. Теоретические основы развития игровых культурных практик младших дошкольников...................................................................................
1.2. Игровая деятельность как условие развития игровых практик младших дошкольников..................................................................................
Выводы по первой главе.................................................................................
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИГРОВЫХ ПРАКТИК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ……………….
2.1. Диагностика игровых практик младших дошкольников........................
2.2. Организация работы по формированию игровых практик младших дошкольников..............................................................................................
Выводы по второй главе..................................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................
Список литературы.............................................................
1. Абраменкова В. В. Игровые практики как модели обеспечения безопасного развития ребенка. Детский сад от А до Я. - 2015. - № 5. - С. 58-65.
2. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. – М.: ФОРУМ, 2019. – 144 с.
3. Асмолов, А.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка: выступление [Электронный ресурс] // Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://www.isiorao.ru/Progect/experience1/Asmolov.php (дата обращения: 13.02.2020).
4. Астахова, А. А. Книги в игровой деятельности как культурной практике дошкольников / А. А. Астахова, Н. М. Новичкова // Инновационный потенциал современной науки как драйвер устойчивого развития: Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 октября 2021 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. – С. 42-45.
5. Бабаева Т. И., Солнцева О. В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика. 2015. № 5. С. 38-47.
6. Балабанова, О. М. Организация семейного клуба как формы взаимодействия с семьями воспитанников в развитии игровой деятельности дошкольников / О. М. Балабанова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 7-9.
7. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста: учебное пособие для студ. вузов / В.Н. Белкина. – М.: Академический проект, 2015. – 256 с.
8. Бурлакова, И. А. Формирование готовности магистрантов применять культурно-историческую психологию и деятельностный подход для анализа дошкольной образовательной практики / И. А. Бурлакова // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 3. – С. 88-94.
9. Бутенко Н. В., Черушева Н. В. Культурные практики ребенка дошкольного возраста как средство обогащения опыта детской деятельности // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С.20-24.
2. Голубович, И.В. Свидетельствование как культурная практика и как объект исследования в современном гуманитарном знании / И. В. Голубович. – Одесса, 2016. – 210 с.
3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 121 с.
4. Губанова, Н. Ф. Культурологический подход к развитию игровой деятельности дошкольников / Н. Ф. Губанова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 1-3(55). – С. 27-29.
5. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности детей от рождения до школы/Н.Ф. Губанова//Подготовка студентов к овладению профессиональными компетенциями по обучению, воспитанию и развитию дошкольников и младших школьников: монография/под ред. Г.С. Вяликовой; Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. -Коломна: МГОСГИ, 2015. - С. 124 -155.
Для решения третей задачи исследования была проведена диагностика для выявления особенностей формирования игровых практик младших дошкольников. Были отобраны и проведены следующие методики: диагностика игровых умений Р. Р. Калининой и диагностика уровня сформированности игровой деятельности дошкольников по Н.Ф. Комаровой.
В процессе диагностики игровых умений посредством наблюдения за игровой деятельностью младших дошкольников по методике Р.Р. Калининой было выявлено, что у большинства детей (60%) средний уровень сформированности игровых практик, низкий уровень у 40%, высокий уровень не обнаружен. Дошкольники не распределяют сами роли, действие с предметом совершают в соответствии с реальностью, игровые действия жестко фиксированы, в игре наблюдается ролевое обращение, правила не выделены.