Реализация теоретического раздела программы на уроках физической культуры в начальных классах в условиях ФГОС
Актуальность исследования предопределяется необходимостью реализации в начальных классах теоретического раздела программы по предмету «Физическая культура», являющейся основным блоком дидактических единиц Федерального государственного образовательного стандарта.
Реализация задач физического образования не возможна в полной мере без получения школьниками специальных знаний по предмету «Физическая культура» (Л.К. Завьялов, 1990). По мнению авторов учебника «Теория и методика физического воспитания» (Б.А. Ашмарин и др. 1990), физическое образование – это процесс и результат овладения систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни. Другие ученые констатируют, что реализация теоретического раздела на уроках физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств.
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы реализации теоретического раздела по предмету «физическая культура» 7
1.1 Анализ подходов к процессу реализации теоретического раздела программы по физической культуре 7
1.2 Теоретические сведения в современных программах по физической культуре 13
1.3 Преподавание знаний в начальных классах на уроках физической культуры 26
1.4 Возрастные особенности младшего школьного возраста 30
1.5 Особенности усвоения знаний учащимися начальных классов 41
Выводы по первой главе 46
Глава 2 Экспериментальная реализация теоретического раздела программы на уроках физической культуры в начальных классах 49
2.1 Методы и организация исследования 49
2.2 Построение методики реализации теоретического раздела программы по физической культуре у учащихся начальных классов 53
2.3 Результаты исследования и их обсуждение 61
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список использованной литературы 77
Приложения 82
Список использованной литературы
Агеевец, В.У. Основные методы сбора и обработки информации в социальном исследовании физической культуры / В.У. Агеевец, В.Д. Гончаров. – Ленинград: 1979. – С. 56.
Алексеев, Н.И. Физическая культура : Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной / Н.И. Алексеев, В.З. Афанасьев, А.И. Бессуднов. – Москва: Просвещение, 1995.
Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин, М.Я. Виленский, Л.К. Завьялов и др. – Москва: Издательство "Просвещение", 1979. – С. 25-58.
Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – Москва: Просвещение, 1990. – С. 157-165.
Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин. – Санкт-Петербург: ЛГОУ, 1999. – С. 272-322.
Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – Москва: Издательство "Знание", 1987. – с. 3-67.
Бальсевич, В.К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 1996. - № 3. – С. 1-7.
Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – Москва: ФиС, 1988. – С. 45-83.
Беряшкова, Л.Н. Теоретические основы предупреждения депривации в образовательном процессе : дисс. док. пед. наук / Л.Н. Беряшкова. – РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – с. 435.
Богословский, В.П. Физическая культура : учеб. для учащихся 5-7 кл. общеобразоват. Учреждений / В.П. Богословский, Ю.Д. Железняк, Н.П. Клусов и др. – Москва: Издательство "Просвещение", 1998.
Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям / В.Б. Бондаревский. – Москва: Просвещение, 1985. – С. 5-45.
Булкин, В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта / В.А. Булкин. – Санкт-Петербург, 1996. – С.3-47.
Также, в специальной литературе отражены источники знаний во внеурочных формах занятий физическими упражнениями. Очень большое значение придается межпредметным связям. Некоторые темы других учебных предметов, связанные с физической культурой, могут являться источниками знаний.
Немаловажным источником знаний считаются средства массовой информации (пресса, телевидение и т. п.).
По мнению Л.К. Завьялова и других авторов, знания усваиваются лишь посредством активной мыслительной деятельности. Однако при рассмотрении видов знаний – знаний-представлений, знаний-понятий, можно сделать вывод, что не все сведения усваиваются посредством активной мыслительной деятельности.
Знания-представления могут усваиваться без подключения активных мыслительных действий.