Психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях быстрого прогресса и большого количества различных развлекательных медиа-программ, у детей совсем не остаётся пространства для воображения, теряется интерес к творческой деятельности. Современные запросы общества в сфере развития творческого воображения детей наиболее востребованы, чем когда-либо, ведь подрастающее поколение должно мыслить креативно, чтобы суметь адаптироваться к новым условиям. Воспитателям приходится придумывать новые способы заинтересовать детей развивать творческие навыки, которые необходимы во взрослой жизни в самых различных сферах деятельности, но они не всегда учитывают психолого-педагогические особенности детей.
Целью курсовой работы является определить и обосновать психолого-педагогические условия развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «творческое воображение»
Оглавление
1.Введение 4
2.Понятие «творческое воображение» в психолого-педагогических исследованиях 6
3.Особенности творческого воображения детей в старшем дошкольном возрасте 11
4.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого воображения 15
5. Методики диагностики творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 18
6. Вывод 21
7. Список литературы 23
Список литературы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
2. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук, М., 1976. – 356 с.
3. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер-Пресс, 2008.
4. Немова Р. С. Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003.
5. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада – М.: Просвещение, 2003.
6. Севастьянова О. А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. – 23 с.
7. Столяренко Л. Д. Сто экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин- Ростов-на-Дону, март, 2007. – 524 с.
8. Философия: Энциклопедический словарь. – М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
9. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
10. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе/ Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. – Текст: непосредственный// Молодой учёный. – 2015. - №24 (104). – С. 1053-1055. – URL: https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 31.08.2022).
В своих исследованиях Л. С. Выготский отмечал, сензитивный период развития воображения – дошкольный возраст. Воображение ребёнка гораздо лучше развивается под влиянием взрослых.
Сложно определить возрастные границы, которые давали бы чёткую динамику развития воображения, так как истории известны примеры раннего развития воображения и более позднего развития воображения. Но можно выделить закономерности в формировании воображения.
Первые проявления воображения связаны с процессом восприятия. В полуторогодовалом возрасте дети не могут сконцентрировано слушать сказки, они отвлекаются или засыпают, но внимательно слушают сказки, рассказы, содержание которых похоже на то, что они переживали сами. Дело в том, что детям проще представить, что испытывает герой, если происходящее с ним перекликается с жизненным опытом маленького слушателя. Тут прослеживается взаимосвязь между воображением и восприятием.
На следующей ступени развития воображения связь с восприятием сох