Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе актуальные тематические направления и формы организации

Скачать дипломную работу на тему: Внеклассная работа по литературному чтению в начальной школе актуальные тематические направления и формы организации. В которой определены формы, методы и приемы внеклассной работы, стимулирующие развитие интереса к чтению у младших школьников. Изучено влияние школы и семьи на формирование читательского интереса у младших школьников.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.11.2024
Объем файла
135 Кб
Количество страниц
78
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время сфера общего образования активно реформируется, и к качеству образования и уровню обученности выпускника современной школы предъявляются высокие требования. Перед школой ставится задача формирования у детей, начиная с младших классов, стремления к активному и самостоятельному поиску новых знаний, что в отдаленной перспективе естественным образом обеспечит интеграцию личности молодого человека в национальную и мировую культуру, станет залогом его духовного роста, профессионального успеха и материального благополучия. Большую роль в развитии самостоятельности мысли, повышении познавательного интереса каждого ученика, активизации его творческих возможностей играет внеклассная работа по предмету.Внеклассная работа по литературному чтению призвана содействовать не только расширению кругозора учащегося начальных классов, но повышению его общей, в том числе читательской, культуры и читательской компетентности. Ребенок должен идентифицировать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательских умений и воспринимающего чтение, прежде всего как инструмент самообразования, а не средство заполнения досуга. Ученик должен стремиться к интеллектуальному развитию, самореализации путем включения в активную исследовательскую деятельность, предоставляющую возможность для «открытия» и успешного усвоения нового знания. От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как на начальной, так и на последующих ступенях образования.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА В СИСИТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Особенности внеклассной работы по литературному чтению…..……..…7
1.2 Основные формы внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах……………..………………………………………………...16
1.3. Основные принципы внеклассной работы………………………………...31
Выводы по первой главе………………………………………………………44
ГЛАВА 2 ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТА………………49
2.1. Выявление уровня сформированности читательских интересов у младших школьников………………………………………………………..
2.2. Работа по развитию читательских интересов у младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению…….
2.3. Обобщающий этап опытно-экспериментальной работы………………..
Выводы по второй главе...............................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. - С. 46 - 65.
2. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18
3. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. - М., 1999. - С. 314-315.
4. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 12. - С. 27-28.
5. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479с.
6. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. -- Вологда, 1984. -- С. 54-59.
7. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. - М.,1994, С. 594
8. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. - С. 6-9.
9. Бутенко И.А. Читатели и чтение. - М., 1997. - С. 48.
10. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. - С. 59.
11. Вульфов В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение. - 1983. - С. 14-18.
12. Выдыш С.Л. Сущность внеклассной воспитательной работы./ С.Л. Выдыш. - Педсовет - 2007. - №3. - С.14-17.
13. Голубков В.В., Методика литературы. - М.: Учпедгиз, 1995, с. 64-68.
14. Гончаренко Н.И. «Внеклассная работа в начальной школе». - Л., 2003. - С. 164.
15. Джежелей О.В., Сергеева А.В., Игнатьева Т.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения. - М.: АРКТИ ЛАРГОС, 1997, с. 28-41.
16. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассная работа по литературе. - М. - 1980. - С. 152.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы [29, с.26].Основные цели и задачи внеклассных занятий по литературному чтению:- развитие у детей интереса к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;- развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, развитие потребности к самообразованию;- углубление знаний, полученных на уроках чтения, повышение качества этих знаний и умений [35, с.44-65].С помощью совокупности принципов педагог может творчески подойти к построению педагогического процесса, а значит, творчески организовать внеклассную деятельность школьников.Важным принципом организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания - формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу. Во внеурочное время, организуя досуг воспитанников, важно заботиться не только о создании условий для их развлечения, но и о том, чтобы улучшить их физическое состояние, совершенствовать межличностные отношения, обогащать сведениями о разных сторонах действительности. Не должно быть бесцельно проводимых мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить цели усовершенствования личности.Психолог А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства литературным чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей [23, с.262].Внеклассная работа по литературному чтению направлена, прежде всего, на расширение круга чтения и развитие интереса к чтению.