Развитие мелкой моторики рук у слабовидящих младших дошкольников

Скачать курсовую работу на тему: Развитие мелкой моторики рук у слабовидящих младших дошкольников. В которой исследована сформированность мелкой моторики рук у слабовидящих младших дошкольников. Изучена система занятий по ручному труду.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
23.11.2024
Объем файла
74 Кб
Количество страниц
34
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.На занятиях по ручному труду дети овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В то же время развивается воля ребенка.Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе трудового обучения постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дидактические игры и упражнения по ручному труду могут быть использованы на занятиях воспитателем в ДОУ.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики слабовидящих младших дошкольников
1.1. Развитие мелкой моторики в онтогенезе
1.2.Особенности сформированности мелкой моторики у младших слабовидящих дошкольников
1.3.Обзор подходов и методик развития мелкой моторики у младших слабовидящих дошкольников
Выводы по главе 1
Глава 2. Констатирующий эксперимент, его анализ
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента
2.2. Анализ констатирующего эксперимента
2.3. Рекомендации
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников

Список литературы
Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический Проект, 2020.
Блонский П.П. Память и мышление. – С-Пб.: Питер, 2019.
Варенцова Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2020. - № 4. – с. 75-79.
Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2017.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. – М.: Просвещение, 2019.
Волошкина М.И. О методах определения умственной воспитанности старшего дошкольника // Начальная школа. – 2020. - № 3. – с. 16-21.
Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. В.И. Ядэшко. – М.: МГПИ, 2017.
Воспитание детей в старшей группе детского сада / Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2017.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. – Т. II. – М.: Педагогика, 2020.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.: Университет, 2019.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 2019.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – Спб., 2020.
Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 2018.
Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия, 2018.
Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 2017.
Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. – 2018. - № 2. – с. 17-20.
Зарубежные исследования по психологии познания / Под ред. А.А. Бодалева. – М., 2018
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2019.
Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов диагностики. - М., 2020
Калягин В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений/В.А.Калягин,Т.С.Овчинникова.-М.,2019
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 2020
Кайл Р. Детская психология. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020.

В 4-4,5 месяца у ребёнка появляются простые движения рук, направленные на непосредственный контакт с объектом: притягивание к себе случайно задетого предмета его ощупывание. Однако действия рук носят ещё случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. В возрасте от 4 до 7 месяцев у ребёнка в развитии действий с предметами наступает следующий этап - этап простого «результативного» действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объекта. С 5 месяцев у ребёнка при схватывании предмета более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребёнок отводит его при схватывании.В 6 месяцев он не только умеет крепко удерживать вложенный в руку предмет, но и брать его из любого положения. 7 - 10 месяцев - это уже следующий этап в развитии действий с предметами, этап «соотносящего» действия. В этот период малыш уже умеет соотносить предмет с определённым местом в пространстве. С 8-9 месяцев ребёнок уже прекрасно сжимает игрушку, если её хотят у него взять, берёт мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. С 10 месяцев до 1 года 3 месяцев отмечается появление так называемых функциональных действий, которые отличаются от манипулятивных тем, что выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение.На протяжении этого периода совершенствуются действия рук: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно и автономно. В 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Только к трём годам движения пальцев малыша становятся близки к движениям рук взрослого человека. 2-3 года - открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем[27,с.80].