Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Скачать дипломную работу на тему: Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка. В которой определен анализ работ отечественных по проблеме родительских стилей воспитания. Изучен родительский стиль воспитания и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребенка.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
23.11.2024
Объем файла
204 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки. Итак, давайте подробнее рассмотрим стили, которые используют родители в воспитании своих детей.Актуальность темы заключается в том, что влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5
ГЛАВА I. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка
Стили семейного воспитания……………………………………………6-13
1.2 Влияние стилей воспитания на ребенка…………………………………14-21
1.3 Психологические причины отклонений в семейном воспитании……22-29
ГЛАВА II. Анализ связи стилей воспитания и характера учащихся
2.1 Выявление доминирующего стиля воспитания……………………...…30-38
2.2 Влияние стиля воспитания на самооценку ребенка………………….…39-44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..…………………………...46
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………….…….………………...47

Список использованной литературы:
1.Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребенка//Вестник ОГУ. 2014
2.Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание// Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2014
3.Белоусова Н.С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений// Педагогическое образование в России. 2013
4.Бутина-Гречаная С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010
5.Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. – 2011
6.Венгер А.Л., Цукерман Г.А Психологическое обследование младших школьников/ А.Л. Венгер. - М: Владос-Пресс, 2013
7.Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие/ О. А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2014
8.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2012
9.Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. - 2010
10.Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). -- М.: МОДЭК, 2013
11.Молчанова Е.В. Психологические аспекты детско-родительских отношений// Психология и педагогика: методика и проблемы 2014
12.Николаева Л.А. Детско-родительские отношения как фактор развития ребенка// Известия Саратовского Университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013
13.Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2010
14.Радостева А.Г. Родительство как психологическое явление. Факторы, влияющие на его формирование// Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки.

Особую роль в практике психотерапевта играют две группы причин. Первая причина - это отклонение личности самих родителей.Акцентуация личности и психопатия часто предопределяют определенные нарушения в воспитании. При нестабильной акцентуации родитель с большей вероятностью будет вести воспитание, характеризующееся снижением удовлетворения потребностей ребенка и снижением уровня требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других провоцирует доминирование, жестокое обращение с ребенком. Доминирующий стиль также может быть вызван особенностями тревожного недоверия. Демонстративная акцентуация личности и истероидная психопатия у родителей часто предрасполагают к противоречивому типу воспитания: проявлению внимания и любви к ребенку на глазах у публики и эмоциональному отторжению при их отсутствии [9].В любом случае необходимо выявить отклонение личности родителей, чтобы убедиться, что оно играет решающую роль в возникновении нарушений воспитания. Поэтому внимание психотерапевта направлено на осознание родителями взаимосвязи между особенностями их личностных характеристик, типом воспитания и поведенческими расстройствами у подростка или ребенка.Вторая причина - психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.В этом случае, в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом-психотерапевтом встает трудная задача выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать ее, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию[9].Третья причина - это расширение сферы родительских чувств. Обусловленное нарушение воспитания - это повышенная защита (толерантная или доминирующая). Этот источник нарушения воспитания чаще всего возникает, когда по какой-либо причине нарушаются супружеские отношения между родителями: супруг не умер, развод или отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего главную роль в воспитании (противоречивость характеров, эмоциональная холодность и т.д.). Часто при этом мать, реже отец, не осознавая этого четко, хотят ребенка, и позже подросток стал для них чем-то большим, чем просто ребенок. Родители хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны удовлетворяться в психологических отношениях супругов - потребность в исключительной взаимной привязанности, частично - эротические потребности. Мать часто отказывается от вполне реальной возможности повторного брака. Возникает желание подарить ребенку (подростку) – чаще противоположного пола - "все чувства", "всю любовь". В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям - ревность, любовь к детям. Когда ребенок достигает подросткового возраста, родитель боится самостоятельности подростка. Возникает желание сдержать его с помощью толерантной или доминирующей гиперзащиты[9].