Исследование процесса индивидуализации обучения на уроках математики как средства повышения эффективности учебной деятельности у младших школьников
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа затрагивает одну из современных проблем в обучении младших школьников, как в теоретическом, так и практическом плане, остается проблема организации такого образовательного процесса, который будет уделять особое внимание и учитывать различия в знаниях, умениях и навыках учеников в начальной школе.
Инструментом повышения эффективности обучения в начальной школе является индивидуализация образования. Именно на начальном этапе должно быть заложено отношение к образовательной и трудовой деятельности, фундамент успеваемости в школе, в то же время формируются основные принципы школьной деятельности младших школьников, повышается уровень обучаемости, самостоятельности и творческой активности.
Важность и необходимость индивидуализации образовательного процесса рассматривается довольно давно, еще со времен Конфуция – двадцать пять веков тому назад. Подходы к реализации в каждой стране и в каждом городе, а, следовательно, в каждой школе различны. Это зависит к
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Основные понятия и характеристика индивидуализации обучения 6
1.2 Особенности организации образовательного процесса в концепции индивидуализации обучения 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 17
2.1 Диагностика уровня развития познавательных процессов у младших школьников 17
2.2. Реализация индивидуализации обучения, как средства, направленного на повышение эффективной учебной деятельности на уроках математики в начальной школе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Акимова, М. К., Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М., Знание, 1992. С.80–82.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение,2002. С.208–212.
3. Базаров, Н. Индивидуальная работа с учащимися // Математика: Еженед. прилож. к газете «Первое сентября», 1999.С.29–32.
4. Байбородова, Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе / Л.В. Байбородова. – Ярославль: Изд–во ЯГПУ, 2011. С. 281.
5. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педагогика.№7.С. 70–83.
6. Ивашова, О.А. Особенности учебников «Математика» для 1–4 классов в УМК «Диалог» / О.А. Ивашова, Н.С. Подходова, Е.Е. Останина // Образование в поликультурном обществе: сб. ст. Вып. 1. – СПб: Астерион, 2013. – С. 121–128.
7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1976. – С. 170.
8. Лебединцев, В. Б. Проблема индивидуализации обучения в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев // Инновации в образовании. – 2013.– С. 35–47.
9. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость у школьника/ Н. И. Мурачковский. – Минск, 2003. – С. 164.
10. Отрубина Я.А. Индивидуальный подход в обучении математике младших школьников / Я.А. Отрубина // Современные проблемы естественно–математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет–конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. – 2015. – С. 78.
11. Петровский, А. В. Психология о каждом из нас / А.В. Петровский. – М., 1992. – С. 354.
12. Полякова, Л.В. Индивидуализация и индивидуальный подход в образовании / Л.В. Полякова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика К 20–летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей. Под редакцией А.А. Сорокина. – 2019. – С. 483–493.
13. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М: Педагогика
Основная задача педагогов и психологов – выявление условий, которые обеспечивали бы максимальное и разностороннее развитие способностей всех детей.
Анализ психолого–педагогической литературы позволяет утверждать, что общим для всех толкований является акцент на системе воспитания и обучения, при которой создаются условия для успешного становления индивидуальности, а в следствии индивидуализации обучения. Что под собой, предполагает поддержку и сопровождение младших школьников в процессе обучения, воспитания и развития, а именно: постановка целей и задач, стимулирование, актуализация и активизация на этапе реализации, оценка достигнутых результатов по разным основаниям, а, следовательно, становится основным средством повышения эффективности учебной деятельности.
1.2 Особенности организации образовательного процесса в концепции индивидуализации обученияИндивидуализация обучения – сложное педагогическое явление, поэтому в понятийном отношении о