Необходимость использования дидактических игр как средства формирования представлений об антонимах у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Антонимы – слова имеющие противоположное значение. Способность слова вступать в отношения противопоставленности, обозначать противоположные соотносительные понятия называется антонимией. Психологическую основу антонимии образуют представления и ассоциации по логическому противопоставлению, противоположности, контрасту. Антонимия зачастую проявляется у слов с качественно-оценочным, количественным, временным и пространственным значением.
У большинства детей с общим недоразвитием речи отмечаются выраженные трубдности в формировании слов с обратным значением. Особую актуальность приобретает проблема формирования отношений противопоставленности в лексико-семантической системе языка ребенка в целом, и уточнения понятия исходного слова, расширения словаря ребенка – в частности. Неумение выделить существенные семантические признаки в значении слов, как правило, не дает возможности детям с речевыми нарушениями сравнить значение слов на основе единого семантического признака.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………..6
1.1 Основы формирования лексической стороны речи у детей дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.2 Особенности словаря и его формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………………………………………...12
1.3 Понятие «дидактическая игра» и ее роль в развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР…………………………………….……………..16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………...20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ АНТОНИМАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ……….21
2.1 Теоретическое обоснование необходимости использования комплекса дидактических игр для формирования представлений об антонимах у детей старшего дошкольного возраста с ОНР…………………..21
2.2 Разработка комплекса дидактических игр для формирования представлений об антонимах у детей старшего дошкольного возраста с ОНР……………………………………………………………………………….25
2.3 Методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр на коррекционных занятиях………………………………36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2………………………………………………...38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Айдарова, Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку./ Л. И. Айдарова. – М.: Педагогика, 1978.
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд. – М. : Академия, 2000. – 400 с.
Аркин, Е. А. Об изучении детского коллектива / Е.А. Аркин. – М.: Новая, 1927. – 467 с.
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. М. : Просвящение, 1989. – 176 с.
Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. – СПб. : Детство-пресс, 2004. – 144 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. / А. Н. Гвоздев. – М., 1948. – 164с.
Глебова, И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. - С. 33-35. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4691/
Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. / Л.Н.Ефименкова. – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 175с.
Захарова, И. Ю. Игровая педагогика – от первых дней доготовности к школе / И. Ю. Захарова, Е. В. Просветова // Дефектология. – 2019– № 3 – С. 33–40.
Ионова, А. Н. Дидактические игры в коррекции устной и письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи / А. Н.Ионова // Логопед. – 2004 – № 1 – С. 105–111.
Козлова, С. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – 4-е изд. – М. : Академия, 2002. – 416 с.
Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / М. М. Кольцова. – М.: Советская Россия, 1973. – 160 с.
Лалаева, Р.И. Коррекция общего не
Важное место в общей системе развития речи занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, т.к. совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Задачи воспитателя по формированию словаря детей следующие:
«обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе;
закрепление и уточнение словаря;
активизация словаря;
устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные)» [14].
Во всех возрастных группах выделяют 3 направления по развитию с