Воспитание культурных привычек дошкольника в процессе личностно-ориентированного воспитания
Введение
Актуальность исследования. В наше время образование связано с реализацией различных программ, которые дают методологические основы для образовательного процесса в образовательных организациях. Как доминанта в этом процессе стоит культурологическая, которая определяет культуру в качестве высшего фактора и средства социализации–индивидуализации личности которая ориентирует систему образования на цели приобщения и интеграции подрастающего поколения в современную культуру. Ученые мира ставят цель создания условий для превращения из первобытного человека в человека умного, воспитанного, культурного, и обеспечение, таким образом, развития у него способности к культуре и культуротворчеству.
Ребенок познает, осознает все ценности культуры. Наша система образования потихоньку обязана давать возможность вхождения ребенка в мир культуры и мы педагоги обязаны обучать культурным привычкам с дошкольного возраста.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
I. Теоретические основы формирования культурных привычек дошкольника в процессе личностно-ориентированного воспитания…….7
1.1. Культурные привычки дошкольника в социуме как социально–педагогическая проблема…………………………………………………………7
1.2. Педагогический потенциал культуры в жизни и развитии ребенка дошкольного возраста…………………………………………………..……….19
1.3. Условия формирования культурных привычек у дошкольников…25
1.4. Особенности личностно-ориентированного воспитания для формирования культурных привычек дошкольника………………………….29
1.5. Методы и средства приобщения детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам поведения в социуме…………………33
Выводы по I главе……………………………………………………….47
II. Экспериментальное исследование эффективности формирования культурных привычек дошкольника в системе личностно-ориентированного воспитания…………………………………35
2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования…………………………………………………………………….35
2.2. Разработка и реализация программы формирования культурных привычек дошкольника…………………………………………………………39
2.3. Результаты экспериментального исследования……………………42
Выводы по II главе………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………….51
Список использованной литературы…………………………………53
Приложения………………………………………………………………61
Список использованной литературы
Арефьева, И. Школа добрых волшебников: психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста / И. Арефьева // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 7. — С. 4-9.
Актуальные проблемы дошкольного образования / [Л. Н. Волошина, Г. Е. Воробьева, О. Г. Галимская и др.] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". – Белгород : Белгород : НИУ "БелГУ", 2017. – 262 с.
Анисимов, В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития / В. Анисимов // Дошкольное воспитание. — 2010 .— № 3 .— С. 13-17
Абдулатипов Р. Г. Концептуальное понимание культуры и проектирование будущего / Р. Г. Абдулатипов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 4. — С. 6-21
Аронов А. А. Социально-культурное проектирование среды : проблемы и перспективы / А. А. Аронов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 3. — С. 95-98
Авдулова, Т. П. Социализация ребенка в ролевой игре / Т. П. Авдулова // Психология обучения. – 2009. – № 8. – С. 43-55.
Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский педагогический гос. ун-т". – Москва : МПГУ : Прометей, 2013. – 135 с.
Айзенбарт, М. М. Формирование социально-коммуникативнoй компетенции старших дошкольников / М. М. Айзенбарт // Социосфера. – 2014. – № 1. – С. 198-202.
Таким образом, установлено, что старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования культурных привычек дошкольника, поэтому воспитатель обязан постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать подходы к детскому уму и сердцу, быть примером для подражания. Процесс формирования привычек детей старшего дошкольного возраста очень сложный, предполагает сознательное и глубокое применение педагогом богатого арсенала разнообразных методов. Это такие методы как: введение правил культуры поведения; упражнения на их закрепление; оценка поступков детей; этические беседы, чтение художественной литературы; беседы с художественным произведениям; игры; положительный пример для детей; экскурсии; просмотр кукольных спектаклей и инсценировок; игровые занятия и тому подобное.