Модель формирования проектной культуры педагогов в условиях реализации фгос для обучающихся с ОВЗ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: В условиях обновления содержания и технологий общего образования существенное внимание уделяется способности педагога преобразовывать собственную педагогическую действительность, в которой важным аспектом является ориентация на достижение обучающимися планируемых результатов, освоения ими основных общеобразовательных программ различных уровней образования с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей. Проектная культура в контексте образования есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях. Специально организованные педагогом условия дают обучающимися с ОВЗ возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях.Указанная позиция соотносится с тем, что в 2017 году в действие вступили положения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». В данном стандарте выделены две обобщенные трудовые функции: «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего образования», и «педагогическая деятельность по разработке и реализации основных общеобразовательных программ».Каждый трудовой функционал, представленный в профессиональном стандарте - это набор трудовых действий, навыков и знаний, которые необходимы для их реализации. При выполнении педагогами выделенных трудовых функций можно реализовать идеи проектной деятельности в сфере образования. Соответственно, можно говорить о необходимости развития у педагогов проектной культуры. Педагоги испытывают трудности с выполнением трудовых функций по организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ.. 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ. 7
1.1. Проблемы формирования проектной культуры педагогов в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. 7
1.2. Методологические подходы формирования проектной культуры педагогов в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. 12
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ 21
2.1. Концептуальная основа проектирования модели формирования проектной культуры педагогов в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. 21
2.2. Модели формирования проектной культуры педагогов в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Акимова О. И. Федеральные государственные образовательные стандарты обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: проблемы внедрения в образовательных организациях [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 20. С. 1—5. URL: http://e-koncept.ru/2016/ 56315.htm 2.
Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья : материалы Всерос. виртуальной науч.-практ. конф. «Инклюзивное образование: проблемы, опыт, перспективы». Мурманск, 01 февраля — 31 марта 2011 г. Мурманск : Мурман. гос. гуманитарный ун-т, 2011. С. 75—79.
Александрова, Е. А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя / Е. А. Александрова. — М. : Сентябрь, 2019. — 160 с.
Байбородова, Л. В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся :учеб.- метод. пособие. — Ярославль : Департамент образовния Ярославской области, 2008 — 183 с.
Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план : проектирование, выбор, организация обучения / Р. Бессолицына, А. Ходырев // Директор школы. — 2019. — № 4. — С. 58–63.
Гавриленко, С. С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа] / С. С. Гавриленко // Математика в школе. — 2007. — № 3. — С. 51–56.
Галацкова, И. А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды : дис. … канд. пед. наук / Галацкова Ирина Александровна. — Ульяновск, 2010. — 234 с.
Декина, Н. П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения / Н. П. Декина // Завуч. — 2004. — № 6. — С. 46–47.
Журавлева, К. Обучение по индивидуальным учебным планам : повышение мотивации и возможность учащегося выбирать желаемую нагрузку / К. Журавлева, Е. Зубарева, И. Нистратова, Е. Секачева // Директор школы. — 2008. — № 3. — С. 53–58.
Формирование системы мыслительных и практических действий является важной задачей развития проектной культуры. Эта система необходима для осуществления самостоятельной работы, осуществления целенаправленной деятельности, выбора методов достижения поставленных целей и оценки полученных результатов. Иными словами, каждый из субъектов, участвующих в образовательном процессе, должен быть подготовлен к разработке и реализации индивидуально или коллективно конкретного проекта. Результаты проектной деятельности должны быть оформлены в виде описания методов, целей и условий их реализации с учетом социальных, педагогических и экономических аспектов их целесообразности. Рабочие материалы по реализованным мероприятиям, а также сам проект в совокупности дают представление об уровне принадлежности к культуре проекта.Таким образом. Проектная культура формируется поэтапно. Эффективность этой идеи раскрывается в осуществлении рефлексивного управления этим процессом. Проектная культура будущего педагога оценивается как основа динамической стратегии ее формирования и развития. Имманентные процессы личностного, эмоционального, интеллектуального развития педагога от учащихся к его профессиональной деятельности содержат задачи развития проектной культуры. Такой подход подкрепляется ориентацией на то, что сегодня именно проектная культура гарантирует наивысшую продуктивность профессиональной деятельности педагогов[8]. Кроме того, в современном вузе формирование проектной культуры является обязательным элементом профессиональной подготовки педагога.