Методика формирования правильного свода стопы и профилактики плоскостопия школьников
ВВЕДЕНИЕ
Проблема повышения численности детей, у которых наблюдаются нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, а в частности, отклонения в состоянии стоп всегда была и остается одной из важных аспектов нашего времени.По некоторым данным именно от правильного формирования стопы зависит состояние всего опорно-двигательного аппарата - это здоровые коленные и тазобедренные суставы, правильно сформированный позвоночный столб, нормальное кровообращение головного мозга [2].В опорных структурах тела вышележащий сегмент функционально зависит от низлежащих и наоборот. Неоспоримо, что все вышележащие отделы нижней конечности, таза и позвоночного столба опираются на стопу.Ряд авторов [1, 2] отмечает, что на формирование осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности статико-динамическая функция стопы. Нередко плоская стопа становится причиной сколиоза, а в запущенных случаях вызывает общее расстройство организма.Известно, что плоскостопие - это нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов, что вызвано ослаблением мышц и растяжения их связок.Детская стопа, по сравнению со взрослой, относительно коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно соприкасаются или даже налегают друг на друга. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам, прыжкам, соскокам с высоты, быстрее утомляется и больше подвергается деформации. Нижние конечности у новорожденных детей растут быстрее, становясь длиннее верхних.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПЛОСКОСТОПИЕ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА
1.1 Причины возникновения и развития плоскостопия у детей школьного возраста
1.2 Анатомо-физиологические особенности стопы у детей
1.3. Методы исследования сводов стопы
1.4 Физиопроцедуры как метод профилактики и коррекции плоскостопия у детей школьного возраста
ГЛАВА 2 ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО СВОДА СТОПЫ И ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Значение физической культуры в профилактике и лечении плоскостопия
2.2 Методика применения физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Аксеньев, Н.Ф. Воспитание правильной осанки / Н.Ф. Аксеньев, А. В. Чоговадзе, Б.И. Бирючков, С.А. Карпов. Москва: Физкультура и спорт, 2004. 64 с. Текст: непосредственный.
Балашова, В. Ф. Теория и организация адаптивной физической культуры (тестовый контроль знаний): учебное пособие / В. Ф. Балашова. Москва: Физическая культура, 2006. 122 с. ISBN 5-9746-0057-6. Текст: электронный.
Бубновский С. М. Азбука здоровья. Все о позвоночнике и суставах от А до Я / С. М. Бубновский. Москва: Эксмо, 2017. 400 с. Текст: непосредственный.
Былеева Л.В. Подвижные игры / Л.В. Былеева, И. М. Коротков. Новосибирск: Деловая книга, 2014. 216 с. Текст: непосредственный.
Васичкин В.И. Справочник по массажу / В. И. Васичкин. Санкт-Петербург: Русский медицинский справочник, 2012. 78 с. Текст: непосредственный.
Вейцман В. В. Детский массаж / В.В. Вейцман. Санкт-Петербург: Русский медицинский справочник, 2015. 176 с. Текст: непосредственный.
Верхаар И. П. Ношение обуви и распространенность плоскостопия / И. П. Верхаар. Пермь: Русский медицинский журнал, 2006. 14 с. Текст: непосредственный.
Волков М. В. Детская ортопедия / М. В. Волков, В. Д. Дедова. Москва: Лечебная физическая культура, 2009. 317 с. Текст: непосредственный.
Вреден Р. Р. Практическое руководство по ортопедии / Р. Р. Вреден. Москва: Гос. изд-во, 2013. 320 с. Текст: непосредственный.
Илизаров Г. А. Плоскостопие / Г. А. Илизаров, В. И. Шевцов, Н. В. Кузьмин // Ортопедия и травматология. Курск: 2003. 48 с.
Галкин Ю. П. Профилактика плоскостопия / Ю. П. Галкин. Смоленск: Тополь, 2004. 42с. Текст: непосредственный.
Годунов С. Ф. Патологическая анатомия «статической» плосковальгусной стопы / С. Ф. Годунов // Ортопедия и травматология. Москва: 2002. 47с. Текст: непосредственный.
Епифанов В. А. Лечебная физическая культура: справочник / В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Антуфьева и др. Москва: Медицина, 1987. 528 с. Текст: непосредственный.
У детей до 5 - 6-летнего возраста стопы выступают как своего рода каркас, который состоит из мышц и хрящей. Со временем мышцы и хрящи окостенеют, что и определяет мягкость и податливость скелета стопы. При этом связки и мышцы стопы развиты еще недостаточно.Костный аппарат стопы в первые годы жизни ребенка во многом составляет хрящевая структура. В данном возрасте связки несколько эластичны и растяжимы, а мышцы недостаточно сильны и выносливы.Физические свойства костей меняются при изменении строения и химического состава. В детском возрасте кости более эластичные и менее ломкие, чем у взрослых. К 7 годам строение трубчатых костей уже сходно с взрослым.Стопа ребенка имеет более выраженное супинаторное положение, особенно в первый год жизни. Очень часто дети при ходьбе ставят стопу не на всю подошвенную поверхность, а лишь только на наружный край. Это в дальнейшем ведёт к некоторой пронации стопы и опусканию медиальной части её продольного свода.Данные исследований показали, что функциональное плоскостопие отмечают у детей до 4,5 - 5 лет, а у детей старшего возраста плоская стопа в сочетании с отклонением пятки наружу или внутрь считается патологией. Разного рода неблагоприятные внешние воздействия приводят к появлению тех или иных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что стопа находится на этапе интенсивного развития, а её формирование еще не окончено. [21]Мышцы стопы у детей с низким уровнем физического развития систематические перенапрягаются, растягиваются и теряют пружинящие свойства. Чрезмерная и длительная нагрузка также приводит к утомлению мышц и стойкому опущению сводов, вследствие чего опускается внутренний свод, стопа расплющивается и происходит развитие плоскостопия.