Обучение учащихся 4 класса диалогической речи на основе использования технологии ролевой игры (немецкий язык)

Скачать курсовую работу на тему: Обучение учащихся 4 класса диалогической речи на основе использования технологии ролевой игры (немецкий язык). В которой исследованы цели, содержание и систему упражнений для обучения диалогической речи. Изучена рассмотреть сущность ролевой игры и различные классификации ролевых игр.
Author image
Ekaterina
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
22.11.2024
Объем файла
86 Кб
Количество страниц
41
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Ролевая игра, будучи наиболее точной и доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы на уроке. При участии в ролевых играх у детей закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие учащихся на уроках немецкого языка, что является главной целью обучения иностранному языку на начальном этапе.Развитие диалогических навыков у учащихся младшего школьного возраста уроках немецкого языка является актуальной проблемой в настоящее время, а ролевая игра может эффективно воздействовать на развитие диалогических навыков, положительно влиять на формирование познавательных интересов учащихся, способствовать осознанному освоению немецкого языка.Цель исследования: изучить, как ролевые игры влияют на развитие диалогических навыков у учащихся 4-го класса.Задачи исследования:1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и на основе анализа литературы дать характеристику диалогической речи;2) проанализировать цели, содержание и систему упражнений для обучения диалогической речи;3) изучить технологию обучения диалогической речи;4) рассмотреть сущность ролевой игры и различные классификации ролевых игр;5) описать основные требования к проведению ролевых игр;6) подобрать ролевые игры и апробировать их на уроках немецкого языка.Объект исследования: развитие диалогической речи у учащихся.Предмет исследования: особенности обучения учащихся диалогической речи с использованием технологии ролевой игры.Гипотеза исследования: ролевые игры способствуют развитию диалогических навыков у учащихся 4-го класса при условии, если учитель предлагает темы, соответствующие реальной действительности; применяет атрибуты, костюмы.

Введение. 4
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся диалогической речи на немецком языке  5
1.1. Цели и задачи обучения диалогической речи. 5
1.2. Лингвистические и психологические характеристики диалогической речи  7
1.3. Пути обучения диалогической речи и возможности их использования. 11
Глава 2. Методика обучения учащихся диалогической речи с использованием технологии ролевой игры.. 15
2.1. Ролевая игра как технология и особенности её использования в обучения диалогической речи в 4 классе. 15
2.2. Комплекс ролевых игр для обучения диалогической речи на немецком языке в 4 классе. 25
2.3. Пробное использование комплекса ролевых игр в обучении диалогической речи в 4 классе: анализ и результаты.. 28
Заключение. 31
Список использованных источников. 32
Приложение 1. 34
Приложение 2. 36

 

Список использованных источников

1. Абанина, Н.В. Ролевые игры на уроках в младших классах с углубленным изучением немецкого языка / Н.В. Абанина. // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 1.
2. Вайсбурд, М.Л. Использование учебно-речевой ситуации при обучении устной речи на иностранном языке / М.Л. Вайсбурд. – Обнинск: Титул, 2001.
3. Гальскова, Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. – М.: Айрис-пресс, 2004.
4. Гальскова, Н.Д. Немецкий язык: Книга для учителя / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Дрофа, 2002.
5. Гашкова, В.П. Ролевые игры и задания на уроках английского языка В.П, Гашкова // Иностранные языки в школе. – 1986. – № 5.
6. Дьяченко Л.А. Ролевая игра в процессе обучения иностранному языку / Л.А. Дьяченко // Проблемы современной науки и образования / Problems of modern science and education. – 2015. – № 34. – С. 9-15.
7. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации / Н.В. Елухина. // Иностранные языки в школе. – 1995. – № 4.
8. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. – М.: Флинта и Наука, 1999.
9. Колесникова, О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам / О.А. Колесникова. // Иностранные языки в школе. – 1989. – № 4.
10. Калимулина, О.В. Ролевые игры в обучении диалогической речи / О.В. Калимулина. // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3.
11. Музыченко, О. В. Ролевые игры в обучении иностранному языку в школе / О. В. Музыченко // Молодой ученый. – 2014. – № 7 (66). – С. 527-529.
12. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Под ред. Е.А. Маслыко. – Минск: «Высшая школа», 2001. – 315 с.

Ролевая игра может изображать один элементарный коммуникативный акт (знакомство, поздравление, предложение и пр.) или сложный коммуникативный акт, состоящий из серии элементарных, объединенных общей коммуникативной целью ситуаций. Могут быть ролевые игры, участники которых исполняют обобщенные стандартизованные социальные роли (врач, продавец, космонавт...), не имеющие личностных характеристик и действующие в стандартных ситуациях повседневной жизни. Наконец, может быть ролевая игра или серия игр, в которых ученик исполняет роль вымышленного персонажа, обладающего всеми личностными характеристиками конкретного лица (возраст, профессия...). Данная разновидность ролевой игры предполагает наличие определенного количества персонажей и проблемной/конфликтной ситуации, в которой участники игры действуют. Итогом игры должно стать разрешение проблемы/конфликта [7].Существует несколько классификаций ролевых игр, но нам наиболее близка следующая классификация:Игры, в которых дети не примеряют на себя роли, а оперируют с предметами и игрушками, придавая им, выдуманный смысл по сюжету игры, называют режиссерскими. Участники наделяют ролями предметы, игрушки; дети не принимают на себя конкретные «роли, а действуют за многих персонажей игрового сюжета.Особенно дети любят играть с сюжетными игрушками: машинами, солдатиками. Эти игры развивают воображение, так игра идет в мыслительном или речевом плане, но, как правило, присутствуют и действия, и перестановки. В этой группе игр выделяют подражательные игры. Содержанием такой игры может стать какой-то случай, факт жизни.К ролевым играм также относят игры-драматизации, в которых дети театрализуют жизненные впечатления, разыгрывают литературные произведения. Эти игры полезны тем, что развивают образную, выразительную речь [4].К классу ролевых игр принадлежат игры-грезы, игры «про себя», игры, построенные на воображении. Игры-грезы могут быть реализованы в рисунке. Дети «рисуют» войну, окружающий мир, сочиняя роли изображенным героям, одушевляя рисунок внутренними монологами и диалогами.Также, исходя из продолжительности подготовительного периода игры (от нескольких минут на одном занятии до одной-двух недель) и продолжительности проведения ролевой игры (от 3-4 минут до 10-12), различают «малую игру» и «большую игру» (Е.И.Пассов, С.М.Шишкин и др.).