Формирование культурологической компетенции учащихся среднего звена на уроках русского языка и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Подход к преподаванию русского языка на широком культурно- историческом фоне восходит к трудам великих педагогов и лингвистов: К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, И.И. Срезневского, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы. В современной методике преподавания русского языка этим вопросом занимаются Е.А.Быстрова, С. И. Львова, М. Р. Львов Л. А. Ходякова, А.Д. Дейкина и др.
Современный период развития методики преподавания языков характеризует обострённый интерес к проблеме национальной культуре в обучении языкам, обучения языку не только как средству общения, познания мира, но и как средству приобщения к национальной культуре, к культуроносной (кумулятивной) функции языка [11; 131]. В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка в школе становитс
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.....................................................................6
1.1 Понятие «культурологическая компетенция» в лингвистике......................6
1.2 Пути формирования культурологической компетенции на уроках русского языка в школе...................................................................................11
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРВАННОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....................................................19
2.1 Реализация культурологического подхода в учебнике русского языка С.И. Львовой и В.В. Львова, 8 класс........................................................................19
2.2 Изучение уровня сформированности культурологической компетенции учащихся 8 классов.........................................................................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика (синонимические средства языка). – М.: Наука, 1974. – 367 с.
2. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Предпрофильное обучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Бернарская. 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 316 с.
3. Байденко, В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – С. 25-30.
4. Баранов, М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. / М.Т. Баранов // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 36-43.
5. Баранов, М.Т., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка: учебник для студентов пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – 368 с.
6.Белкина, Ю.А. Методические приемы формирования лингвокультурологической компетенции учащихся на уроках развития речи в 6 классе // Этнолингвокультурология и современное образование / отв. ред. Т.К. Донская. Санкт-Петербург: Сударыня, 2009. – С. 194-198.
7. Белкина, Ю.А. Сочинение по картине – вид работы, направленный на формирование культурологической компетенции шестиклассников // Слово в языке и речи: международный сборник научных трудов в честь 70-летия доктора филологических наук профессора О.В. Литвинниковой. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. – С. 68-72.
8. Белухин, Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 1. / Д.А. Белухин. – Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-социальный ин-т. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 317 с.
9. Беркалиев, Т.Н., Заир-Бек, Е.С., Тряпицына, А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007. – 144 с.
10. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и
Надо изучать язык с целью познать сам народ в его территориальной, этнической и социальной определенности. И средствами формирования культурно-исторической среды методист считает:
изучение истории слов в истории общества (то есть необходимо выделить ключевые слова, обозначающие важнейшие реалии и понятия духовной и материальной культуры, и изучать их в связи с историей народа);
знакомство с исторической ономастикой, топо - и микротопонимикой. Они необходимы в попытке восстановления связи времен, изучения истории культуры;
изучение культурно-исторических сфер языка. При этом прослеживается диалектика понятий, категорий, самой среды, формирующей духовность;
изучение языка отдельных его носителей, прежде всего фи