Жаргонная лексика и литературный язык
Введение
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…
Обращайтесь почтительнос этим могущественным орудием; в руках умелыхоно в состоянии совершать чудеса…И.С.Тургенев.
Проблема, которая была озвучена И.С. Тургеневым во второй половине 19 века, в наше время является очень актуальной. И общественные деятели, и писатели, и ученые современной России - все те, кому дорог наш «великий, могучий и правдивый русский язык», бьют тревогу, связанную с проблемами русского языка. Чем же вызвана эта тревога?
Прежде всего, тем, что моральный облик современных подростков желает быть лучшим. Они не осознают того, что именно им предстоит в будущем быть ответственными за судьбу своего Отечества, ужасает порой то, что они не знают истории своего народа, своей семьи, легко поддаются негативному влиянию среды, которая их засасывает. Все эти процессы отрицательно отражаются в их сознании, а, прежде всего, в языке.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….........4
Глава 1. Теоретические основы изучения жаргонной лексики литературного языка
1.1. Понятие о литературном языке и внелитературных элементах……..........6
1.2.Социальные разновидности «молодежного языка»: жаргон, сленг, арго………………………………………………………………………………......9
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование специфики употребления молодежного и школьного жаргона
2.1. Источники возникновения молодежного и школьного жаргона……………………………………………………………………………..13
2.2.Изучение особенностей употребления жаргона: опытно-экспериментальное исследование……………………... 16
2.3. Тематический словарь современных жаргонных слов и выражений………21
Заключение………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы…………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы
1.Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. – СПб., 2016. – 355 с.
2.Большой энциклопедический словарь (БЭС).– М.: издательством «Большая Российская энциклопедия» 2015. – 254 с.
3. Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред. Кузнецов С.А. Спб.: Норинт, 2017. – 123 с.
4.Бондалетов В.Д. «Молодежный жаргон. Что это? Словесный мусор или…?». Язык и образование: материалы 3-й Всероссийской научной конференции "Язык образования и образование языка". - Великий Новгород, 2016. – 83 с. 5.Борисова Е.Г. «О некоторых закономерностях современного молодежного жаргона // Русский язык в школе. – 2015. – № 3. – С.34
6.Боженкова Р.К. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Р.К. Боженкова, Н.А. Боженкова. – М.: Вербум-М, 2015. – 45 с.
7. Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль... М., 2015. – 56 с.
8.Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. Учебное пособие для студентов вузов - М.:Логос, 2015. – 89 с.
9.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи:» Учебн.пособие для 10-11кл. общеобр.учрежд.- 4 изд. - М.: Просвещение, 2015. – 134 с.
10.Введенская Л.А, Павлова Л.П, Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебн. пособие для вузов. – Ростов-н/Д.: Феникс 2016.– 97 с.
11.Ганапольская, Т.Ю. Волошинова, Н.В. Анисина и др.; Под ред. Е.Г. Ганапольской,А.В. Хохлова. – С.-Пб.: Питер, 2017.– 230 с.
12.Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2018.– 167 с. 38
13.Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2016. – 67 с.
14.Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Изд. 3-е. М.: Наука, 2018. – 176 с.
15.Гоголь Н.В. Вий. Собр. соч. в 6 томах. Т. 2. М., 2016.– 567 с.
16.Гуц Е.Н. «Ненормативные глаголы в ЯКМ современного подростка». –М., 2017.– 340 с.
17.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
При образовании молодежных жаргонизмов нередко используются экспрессивно окрашенные морфемы. Суффикс -ух(а) имеет значение «предмет, производящий действие, названное мотивирующим словом».
Слова на -ух(а) создаются как от нейтральных существительных (кликуха – от клик, кличка; заказуха – от заказать), так и от сугубо книжных слов (депрессуха – от депрессия, текстуха – от текст). Надо отметить, что при этом основа многосложного, обычно иноязычного мотивирующего слова может подвергаться усечению, например: стипуха – образовано от существительного стипендия суффиксальным способом с усечением конечной части -енди(я) производящей основы (ср. также презентуха, порнуха).
Суффиксы -уг(а) и -аг(а) вносят в производное слово экспрессивную окраску: шоферюга – от шофер, блатняга – от прилагательного блатной.
Второй важный источник пополнения молодежного жаргона –