Сочинения с.м. слонимского в контексте освоения жанра фортепианного дуэта в учреждениях дополнительного детского музыкального образования
ВведениеАктуальность исследования. В наше время жанр фортепианного дуэта активно развивается, пианисты все чаще исполняют произведения для фортепианного ансамбля на концертной эстраде. Так же возрастает количество репертуарных сборников для ансамбля в 4 руки и для двух фортепиано. К сожалению, в учреждениях дополнительного музыкального образования педагоги зачастую ограничены временными рамками и многим предметам не уделяется должного внимания. К списку таких предметов можно отнести и фортепианный ансамбль. Безусловно, данная форма работы используется на уроках фортепиано и стоит в образовательной программе как отдельный предмет, но занимает незначительное место.
Оглавление
Введение 3
§1. Из история возникновения и развития жанра фортепианного дуэта 6
§ 2. Фортепианный дуэт как средство обучения и воспитания учащихся в рамках дополнительного образования детей 16
§ 3. С.М. Слонимский. «Фортепианные пьесы из России. 49 музыкальных образов» (цикл «Летний день ребенка») Анализ педагогических задач и исполнительских трудностей 19
§4. С.М. Слонимский Фортепианный альбом для детей, юношества и концертирующих пианистов «От пяти до пятидесяти» (тетради №4, №5). Анализ педагогических задач и исполнительских трудностей 33
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение 52
Список литературыАсмолова, И.А. Фортепианный ансамбль в учебно-исполнительской деятельности студентов. Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвузовский сборник научных трудов / И. Асмолова - Саратов.: ПИ СГУ, 1999. 80-85 с.
Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм - Л.: Музыка, 1974. - 336 с.
Гаккель, Л. Фортепианная музыка XX века/ Л. Гаккель. - Очерки. Л.: Сов. композитор, 1990. - 288 с.
Готлиб, А.Д. Основы ансамблевой техники. / А. Готлиб. - М.: Музыка, 1971. - 94 с.
Гольдшмидт, Г. Франц Шуберт. Жизненный путь / Г. Гольдшмидт – Москва.: Государственное музыкальное издательство, 1960. – 501 с.
Девятова, О.Л. Культурный феномен личности и творчества Сергея Слонимского: автореф. на соиск. учен. степ. док. культ. (24.00.01) / О. Л. Девятова; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2004. - 48 с.
Зайцева, Т А. Композитор Сергей Слонимский: портрет петербуржца/ Т. А. Зайцева - Санкт-Петербург : Композитор, 2009. - 39 с.
Зайцева Т.А. Вольные мысли. К юбилею Сергея Слонимского / Т. А. Зайцева, Р. Слонимская - Санкт-Петербург: композиторов, 2003. - 612 с.
Кирнарская, Д.К. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Д.К. Кирнарская - Москва: 2003. - 368 с.
Нейгауз, Г Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. / Г. Г. Нейгауз - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
Перельман, Н.Е. В классе рояля / Н. Е. Перельман. – М.: Классика XXI, 2002. - 95 с.
Петров, В.О. Фортепианный дуэт ХХ века: вопросы истории и теории жанра: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. иск. (17.00.02) / В. О. Петров; Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. - Саратов, 2006. - 28 с.
Петров, В.О. Фортепианный дуэт в контексте домашнего музицирования: жанр и культурное пространство / В.О. Петров // Вестник Оренбургского государственного университета, No10 /октябрь, 2006. Часть I. - С. 144-146.
Фортепианный дуэт имеет свою многовековую историю развития. Первые примеры сочинений для дуэта в 4 руки относятся к 16 веку. Они принадлежат композиторам Английского Ренессанса – Николасу Карлтону и Томасу Томкинсу. Композиторы были друзьями, поэтому, вполне возможно, сочинения создавались для совместного музицирования. Так как первое фортепиано было изобретено Бартоломео Кристофори в 1709 году, мы предполагаем, что сочинения Карлтона и Томкинса были написаны для вёрджинела или клавикорда. Диапазон этих сочинений довольно мал, это связано с возможностями инструмента той эпохи. Дуэт Николаса Карлтона «A Verse for two to play» является одним из немногих произведений этого композитора, которые дошли до наших дней. Это произведение относится к жанру полифонических обработок хоральных прелюдий. Дуэт для клавира в 4 руки Томаса Томкинса «A Fancy for two to play» представляет собой сочинение, близкое по жанру к ричеркару.