Дидактическая игра как средство развития мышления дошкольников
ВведениеАктуальность темы исследования.
Важное место в жизнедеятельности каждого человека занимает мышление, поскольку оно является средством познания окружающей действительности.
С помощью этого процесса индивид может выделить более значительные признаки предмета, по- другому осознать свой чувственный опыт, установить между явлениями причинно - следственные связи, а также делать на их основе выводы. Осуществляя такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация и др., люди приобретают новые знания.
Развитие интеллектуального потенциала является обязательным условием для качественного развития общества, а реализация данной задачи по большей части обуславливается организацией процесса обучения.[41]
Поэтому при подготовке детей к школе важное значение имеет развитие мыслительных операций. Однако не все дети идут в школу подготовленными. У многих детей мыслительные операции сформированы плохо.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ДОО 7
1.1 Понятие «мышление » и его развитие в период дошкольного детства… 13
1.3 Роль дидактических игр в развитии мышления дошкольников 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1. Программа методики исследования 29
2.2 Анализ результатов диагностики мышления детей старшего дошкольного возраста 30
2.3 Содержание работы по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста. 47
2.4.Анализ результатов диагностики развития мышления на контрольном этапе эмпирического исследования 53
Выводы по главе 2…………………………………………………………...72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….74
РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………………………….…..81
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Список использованной литературы
1. Абдуллина Н. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр / Н. Н. Абдуллина. // Проблемы педагогики. –2016. –№3. –С. 83-86
2. Абрамова О.А. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования // 2015 , с.106. Режим доступа:https:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23781386,свободный-Загл. с экрана (дата обращения 03.03.23).
3. Белопольская Н.Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. Изд. 3-е, стереотип. — М., 2009 с.
4. Бурханов К.Т., Шукруулова М.А. // Роль дидактических игр на развитие мышления у детей дошкольного возраста: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-didakticheskih-igr-na-razvitie myshleniya-elementarnyh-matematicheskih-predstavleniy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer , свободный-Загл.с экрана(дата обращения: 1.03.23).
5. Бутенко Н.В. Траектория формирования мышления в процессе детского развития. г. Челябинск. - 16 с. Режим доступа:https:https://cyberleninka.ru/article/n/traektoriya-formirovaniya-myshleniya-v-protsesse-detskogo-razvitiya/viewer, свободный-Загл. с экрана (дата обращения 2.03.23)
6. Венгер Л.А., О.М.Дьяченко, Р.И.Говорова, Л.И. Цеханская. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014.
7. Воронина Л. В. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений строить суждения и умозаключения / Л. В. Воронина, М. В. Карпова. // Педагогическое образование в России. –2017. –№6. –С. 37-43 Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-umeniy-stroit-suzhdeniya-i-umozaklyucheniya – Загл. с экрана. (дата обращения: 15.01.20)
Мышление занимает важное место в жизни и деятельности людей, поскольку оно является высшим интеллектуальным познавательным процессом. Для того чтобы познать окружающий мир, человек должен уметь мыслить, а значит – познавать новое, находить связь с уже известным, открывать общие законы, присущие всем предметам и явлениям.
В психолого - педагогической литературе понятие «мышление» рассматривается с разных точек зрения, поскольку его содержание является довольно разносторонним.
О природе мышления писали такие психологи и педагоги, как К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, Дж. Дьюи, П.Я Гальперин, Г.А.Урунтаева и др. Они пришли к выводу, что мышление представляет собой социально-обусловленный процесс открытия и поиска новых и неизведанных понятий, знаний, явлений и идей действительности, а также их обобщенное и опосредствованное отражение в результате анализа и синтеза. При помощи мыслительной деятельности человек проникает в сущность предмета либо явления и определяет их взаимосвязи и отношения между собой [8].