Развитие речи младших школьников на лексическом уровне
ВВЕДЕНИЕНачальная ступень обучения русскому языку является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности. Ученые-методисты (К.Д. Ушинский, М.Т. Баранов, Т.Г. Рамзаева, А.Д. Дейкина и др.) всегда уделяли пристальное внимание вопросам обучения русскому языку в единстве с побуждением интереса к нему. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что младшие школьники должны не только освоить систему знаний о языке, овладеть орфографическими умениями, но и развить чувство сопричастности к сохранению уникальности и чистоты русского языка и стремление к совершенствованию своей речи, «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
При изучении русского языка в начальной школе большое внимание уделяется развитию речи младших школьников.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Лингвистический аспект исследования 7
1.2 Методические основы развития речи младших школьников в 14
процессе изучения лексике на уроках русского языка 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ 25
2.1 Выявление уровня речевого развития младших школьников 25
2.2 Апробация программы, направленной на развитие речи младших школьников в работе с многозначными словами 33
2.3 Анализ эффективности экспериментальной работы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] : учебное пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, 3-е издание // Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/4/0018/index.shtml (Дата обращения: 22.04.2023).
Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе [Электронный ресурс] : Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов ; под ред. М.Т. Баранова // Режим доступа: http://bibl.tikva.ru/base/B358/B358Content.php (Дата обращения: 21.04.2023).
Брановская, Л. Четверостишия с многозначными словами [Электронный ресурс] / Л. Брановская // Режим доступа: https://stihi.ru/2018/05/22/9000 (Дата обращения: 22.04.2023)
Выготский, Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь / Л.С. Выготский. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с.
Выготский, Л.С. Развитие устной речи / Л.С. Выготский ; под ред. А.М. Матюшкина // Собрание сочинений: В 6-ти т. Т 3.– М. : Издательство Юрайт, 2019. – 368 с.
Данилова, Ю.Ю. Современный русский литературный язык. Лексикология : практикум / Ю.Ю. Данилова. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 151 с.
Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Электронный ресурс] / Н.И. Жинкин // Режим доступа: https://bookap.info/book/zhinkin_rech_kak_provodnik_informatsii_1982/bypage/ (Дата обращения: 2-.04.2023).
Звегинцев, В.А. Предложение и его отношение к языку и речи [Электронный ресурс] / В.А. Звегинцев // Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=599017&pg=3 (Дата обращения: 05.04.2022).
Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И.А. Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432 с.
Знакомство с полисемией целесообразнее начинать с многозначных, а не с однозначных слов. Так как работа над многозначностью начинается уже в первом классе, то и предпочтение отдается серии картинок, рисунков, просмотренного фильма, впечатлениям от экскурсии, прочитанной сказки, стихотворения. Такой языковой материал и его использование при составлении предложений помогает ученикам понять многозначность слов. Детям нравятся такие уроки, они с удовольствием знакомятся с новыми значениями слов. Когда учащиеся сами подбирают или составляют исходный материал, выполняют задания, характер которых требует активного оперирования признаками понятия и лучшего понимания роли многозначных слов в речи, тогда у детей возрастает результативность аналитической деятельности [14].