Просветительский потенциал русского искусства XIX века на уроках музыки в общеобразовательной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы. Одна их самых значимых проблем, стоящих перед современным обществом, о которой рассуждали такие ученые, мыслители, философы, общественные деятели прошлого и настоящего как К. Ясперс [99, с. 296], И.А. Ильин [28, с. 285], А.А. Сахаров [75], Т.В. Черниговская [78] и др., – это кризис духовности, ослабление значимости прежних идеалов. В результате воздействия данных тенденций, современный человек становится более функциональным, отчужденным и теряющим чувство жизни [15], ведь именно степень развитости духовности определяет глубину отношения человека к миру [63, с. 173].
В музыке данные тенденции проявляются в виде увеличения популярности произведений, относящихся к поп-культуре, которые также отличаются упрощенным функциональным характером.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РОЛЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 11
1.1. Музыкальное просвещение как один из главных аспектов музыкального образования 11
1.2 Система организации музыкально-просветительской деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе 19
1.3. Современные подходы к организации музыкально-просветительской деятельности с использованием русского искусства XIX века на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая 26
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса музыкального просвещения с использованием русского искусства XIX века на уроках музыки в общеобразовательной школе Китая 35
2.1. Первичная диагностика участников эксперимента, характеристика диагностических методик констатирующего этапа 35
2.2. Организация музыкально-просветительских занятий с использованием русского искусства XIX века на формирующем этапе педагогического эксперимента 50
2.4. Повторная диагностика и выявление эффективности проведенной работы на контрольном этапе эксперимента 65
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложение 1 88
Приложение 2 91
Приложение 3 92
Приложение 4 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абдуллин, Э.Б., Современные теоретические представления об уроке музыки / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Музыкальное искусство и образование. 2013. №1. – с. 155-165
Аванесов, В.С. Дистракторный анализ / В.С. Аванесов // Педагогические измерения. 2013. No1. – С. 70-78.
Аванесов, В.С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического тестирования. Дисс. ... д-ра пед. наук. / В.С. Аванесов // Москва, 1999, 339 с.
Аванесов, В.С. Форма тестовых заданий / В.С. Аванесов // М.: Центр тестирования, 2006. – 156 с.
Адамова, А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // Вестник университета российской академии образования. – 2008. – С. 26–27.
Азизова, Т.А. Развитие эстетических чувств у младших школьников / Т.А. Азизова // Научные исследования. 2016. №6 (7). — с. 54-55,
Алексеенко, Н.В. Музыкально-практическая деятельность как среда личностно-эстетического развития младших школьников / Н.В. Алексеенко // МНКО. 2023. №1 (98). — с. 222-224
Алиев Ю.Б., Безбородова, Л.А., Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб. пос. для студентов музыкальных факультетов педвузов / Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова // М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 416 с.
Артеменко, О.Н. Взаимообусловленность и взаимовлияние в развитии психических процессов и познавательной активности младших школьников // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimoobuslovlennost-i-vzaimovliyanie-v-razvitii-psihicheskih-protsessov-i-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 30.03.2023).
Ашурова, М.С. Технология эстетического воспитания школьников начальных классов в современных условиях / М.С. Ашурова // Вопросы науки и образования. 2020. №3 (87). — с. 89-92.
Бай, Х. Теоретико-методологические основы преподавания музыкального искусства в контексте диалога культур / Х. Бай. – Минск: ИВЦ Минфина, 2017. – 234 с.
Для преподавателя это означает не различие интеллектуальных особенностей учащихся, а прежде всего их различие в опыте и эстетических запросах. Соответственно, в соответствии с принципом преемственности образования – обеспечения единого непрерывного образовательного процесса становления и развития ребенка – педагог обязан учесть данные факторы и скорректировать свою программу относительно них, чтобы обучение детей было плавным, а каждое новое знание опиралось на предыдущее.
Классификация по видам музыкально-просветительских мероприятий. Здесь можно выделить следующие виды:
лекцию-концерт,
концерт-диспут,
игровые форматы (музыкальные викторины, описание произведений как визуальной картины, создание рассказа на основе услышанного произведения и т.д. [39, с. 74]
практическую деятельность (хор или музыкальные театрализованные представления).